ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ УДК 376.2: 159.952 ББК Ю972-515+Ч450 ГСНТИ 14.29.01 А. Я. Абкович A. Y. Abkovich Россия, Москва Russia, Moscow Код ВАК 13.00.03 ИЗУЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Аннотация. Рассматриваются вопросы диагностики внимания у де- тей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), описан и проанализи- рован диагностический инструмента- рий, который используется в работе психологов в России и в немецкоязыч- ной Европе. Отмечается необходи- мость изучения внимания у детей с ОВЗ для решения практических задач их обучения и воспитания. Ключевые слова: внимание; концентрация; дети с ограниченными возможностями здоровья; методики для изучения внимания; тесты. Сведения об авторе: Абкович Алла Яковлевна, аспирант кафедры специальной педагогики и специаль- ной психологии дефектологического факультета Московского государст- венного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Место работы: государственное автономное учреждение «Московский научно-практический центр реабили- тации инвалидов вследствие ДЦП», заведующий отделением дефектологии и психологической коррекции, г. Мо- сква. Контактная информация: 109390, E-mail: abkovicha@yandex.ru. A STUDY OF ATTENTION IN CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES Abstract. The article is devoted to the issues of diagnostic assessment of at- tention in children with limited health abil- ities (LHA) and the diagnostic techniques used in Russia and German- speaking Eu- rope are described and analyzed. The arti- cle highlights the necessity of studying the specific features of attention in children with LHA in order to solve practical tasks of their education and care. Key words: attention, concentration, children with limited health abilities, methods of studying attention, tests. About the Author: Abkovich Alla Yakovlevna, Post-graduate Student of De- partment of Special Education and Special Psychology, Faculty of Defectology of Moscow State Humanitarian University named after M. A.Sholokhov. Place of employment: State Autono- mous Establishment "Moscow Research- Practical Centre for Rehabilitation of Dis- abled People with Cerebral Palsy", Head of Unit of Defectology and Psychological Correction, Moscow. г. Москва, ул. 1 -я Текстильщиков, д. 6а. Внимание — это один из важ- нейших психических процессов, который определяет успех любой человеческой деятельности. Без © Абкович А. Я., 2014 внимания как умения сосредото- читься на чем-то главном жизнь практически невозможна. Недос- татки внимания крайне негативно Специальное образование. 2014. № 4 5 сказываются на учебной деятельно- сти детей и затрудняют овладение новыми знаниями. Недостаточность функций вни- мания характерна в той или иной мере для всех типов психического дизонтогенеза. Проблемы с внима- нием встречаются у детей разных категорий и носят самый разнооб- разный характер: неустойчивость, трудности распределения и пере- ключения, сужение объема, быст- рая истощаемость, слабость произ- вольного внимания и т. д. Трудно- сти произвольного внимания (от- влекаемость, низкая концентрация, плохое распределение и импуль- сивность) неизменно встречаются в описаниях разных категорий детей с нарушениями развития (В. И. Лу- бовский) [4]. У. В. Ульенкова свя- зывает внимание с саморегуляцией, расценивая его как показатель об- щей способности к учению [9]. В то же время целенаправленных все- сторонних исследований внимания и его свойств у школьников с огра- ниченными возможностями здоро- вья проведено недостаточно. А те немногие исследования, которые существуют, посвящены, в боль- шинстве своем, изучению проблем внимания у учеников с умственной отсталостью или с задержкой пси- хического развития. (И. Л. Баска- кова, И. Ф. Марковская, У. В. Уль- енкова, С. В. Лиепинь, Л. Ф. Чуп- ров и др.). Это определяется в значитель- ной степени трудностью выбора диагностического инструментария. Не существует тестов, выполнение которых требовало бы только вни- мания и концентрации. Внимание не существует в чистом виде, нель- зя быть просто внимательным или сконцентрированным, функцио- нально внимание всегда на что-то направлено, а концентрация отно- сится к какой-то определенной дея- тельности. Поэтому результат теста всегда зависит от вида предлагае- мого задания и необходимых для его выполнения навыков. В связи с этим в большинстве тестов на вни- мание используются самые про- стые задания, которые не требуют специальных навыков. Использова- ние простых заданий в тесте при- водит к тому, что существенное влияние на результат оказывает скорость выполнения и натрениро- ванность [11]. Вышеизложенные факты оп- ределили проблемное поле нашего исследования: изучение и форми- рование внимания у детей с огра- ниченными возможностями здоро- вья. С целью разработки диагно- стического комплекса мы обрати- лись к немецкоязычной литературе по проблеме исследования. Тесты на изучение внимания и способности к концентрации объе- диняются под единым понятием «общие тесты на работоспособ- ность». В немецких исследованиях по общей психологии и нейропси- хологии внимание рассматривается как некий конструкт, близкий к восприятию и тесно связанный с отбором информации. Отсюда вы- текают как прагматические харак- теристики внимания (селективное, фокусируемое, направленное, раз- деленное, длительное внимание, 6 Специальное образование. 2014. № 4 вигильность), так и нейропсихоло- гические (бдительность, отбор раз- дражителей, ориентировка). Кон- центрация же понимается как бы- страя и точная работа в условиях, осложняющих умственную дея- тельность. Тесты на внимание и концентрацию в большинстве слу- чаев представляют собой относи- тельно простые задания [11]. Обращает на себя внимание дискуссия о том, являются ли кон- центрация и внимание неким об- щим конструктом, или это разные понятия. Большинство немецкоя- зычных авторов указывают на су- щественную разницу между поня- тиями «внимание» и «концентра- ция», которая состоит в том, что внимание относится к процессу восприятия и служит только для выбора раздражителей или инфор- мации, в то время как концентра- ция касается всех форм переработ- ки информации независимо от ста- дии. Данный подход проиллюстри- рован на рис. Рис. Внимание и концентрация как независимые понятия. Внимание влияет исключительно на восприятие, концентрация непосредственно влияет на переработку выделенного стимула, но может касаться и восприятия («концентрированное внимание») [11] Нельзя также не заметить, что общепринятые в России методики исследования внимания, такие как методика Мюнстерберга и другие, в ведущих направлениях исследова- ний внимания за рубежом, как пра- вило, не применяются, а распро- страненные за рубежом практиче- ски никогда (в реальной деятельно- сти специалистов) не используются в России. Последнее связано также и с отсутствием валидизации зару- бежного инструментария. Большую часть стандартизи- рованных тестовых методик, упо- минаемых в немецкоязычной лите- ратуре, можно разделить на четыре группы. Специальное образование. 2014. № 4 7 Таблица Категория Общий принцип Пример Исследуемые компоненты внимания Тесты на вычеркива- ние Определяется, как хорошо и быстро могут выделяться (вычеркиваться) определен- ные стимульные раздражите- ли. Измеряется количество обработанного материала (темп работы) и точность (количество ошибок). Наряду с избирательностью внима- ния, в этих тестах на резуль- тат оказывают влияние исто- щаемость внимания (удержа- ние стимула) и способность к зрительному выделению Тест на внимание (d2), Брикенкамп (1962). Воз- растные нормы: 9-60 лет Избирательность внимания, устойчи- вость внимания Тесты на сортировку Необходимо отыскивать стан- дартный раздражитель среди различных визуально похожих вариантов ответов Дифференцированный тест на работоспособ- ность (DL-KE und DL- KG), Клебер и Клебер (1974) или Клебер, Кле- бер и Ханс (1975) Воз- растные нормы: 5 лет 7 мес. — 6 лет 6 мес. и соотв. 6 лет 6 мес. — 10 лет 5 мес. Избирательность внимания, устойчи- вость внимания Дортмундский тест на внимание (DAT), Лаух (2003). Возрастные нор- мы: 7—19 лет Устойчивость вни- мания, избиратель- ность внимания (рефлексив-ность и стратегии) Задания, связанные со счетными операциями Должны быть произведены или проверены на правиль- ность простые счетные опе- рации. На результат также оказывает влияние оператив- ная память. Тест на концентрацию (KLT-R) Дюкера и Линер- та (2001). Altersnormen: 4.—6. bzw. 6.—13. Klasse Устойчивость вни- мания (оперативная память, навыки счета) Батарея тестов для про- верки внимания (TAP), Циммерманн и Фимм (2002). Возрастные нор- мы: 6—89 лет Все свойства вни- мания Компьютери- зированные методики Наряду с параллельными версиями бланковых методик для ПК появляются новые адаптивные компьютерные методики, в которых предла- гаются динамические стиму- лы, при этом время обработки сразу учитывается компью- терной программой Батарея тестов для про- верки внимания для детей (kiTAP). Циммер- манн, Гондан & Фимм (2002). Возратсные нор- мы на 6—10 лет Все свойства вни- мания 8 Специальное образование. 2014. № 4 На современном этапе неотъ- емлемым элементом в диагности- ческой деятельности психолога стал компьютер. В Европе широко распространены компьютеризиро- ванные тесты (модифицированные для использования на компьютере традиционные бланковые методи- ки) и собственно компьютерные тесты (изначально конструируемые с учетом использования компью- терной техники). Чаще всего это задания, которые требуют выбора заданного стимула из череды по- хожих, например четыре точки в строках с группами из трех или пя- ти точек или обнаружения цифры «4» среди других цифр, которые последовательно показываются на мониторе. Эти тесты оценивают в первую очередь концентрацию внимания и редко напоминают дей- ствия из повседневной жизни, мно- гие из них требуют большей кон- центрации внимания, нежели в обычной жизни. В отечественной психодиагно- стической практике наиболее часто для обследования детей применя- ются методика Пьерона — Рузера, корректурные пробы (модифика- ции для детей разного возраста), счет по Е. Крепелину (модифика- ция Р. Шульте), методика В. М. Ко- гана, которые позволяют, помимо качественного анализа, получить и некоторые количественные резуль- таты [5; 8]. Последнее в определен- ном смысле приближает их к пси- хометрическим методикам (тестам). На основании изученных дан- ных мы составили перечень диаг- ностических методик, наиболее часто используемых для психоло- гического изучения свойств внима- ния в детском возрасте. Таким об- разом был сконструирован диагно- стический комплекс, состоящий из традиционных методик, в который вошли методика «Отыскивание чи- сел», методика «Красно-черная таб- лица» Ф. Д. Горбова, «Корректур- ная проба» (тест Бурдона ) [1; 5; 8]. С целью расширения возмож- ностей диагностики и увеличения арсенала психодиагностического инструментария мы включили в диагностический комплекс широко распространенную за рубежом ме- тодику «Тест на внимание» d2 Рольфа Брикенкампа и Эрика Цил- мера (последняя версия относится к 2002 г.). Тест d2 представляет со- бой модификацию так называемых тестов на вычеркивание (аналогич- ны буквенному варианту коррек- турной пробы Бурдона, но не тре- буют знания алфавита). Измерение темпа и точности выполнения зада- ния при различении похожих визу- альных раздражителей дает воз- можность оценить индивидуальные характеристики внимания. Объек- тивность, надежность, достовер- ность теста, простота применения и небольшие временные и матери- альные затраты при проведении диагностики являются причиной того, что тест d2 относится к наи- более распространенным в Герма- нии. Он широко используется и в других европейских странах. В тесте используется всего три стимула: «р», «d» и «'», количество знаков, анализируемых испытуе- мым, доведено до 18. Бланк состоит Специальное образование. 2014. № 4 9 из 14 строк по 47 стимулов в каж- дой строке. Нечетные строки со- стоят из знаков «'» «,» «"» и про- пусков, а четные — из «р» и «d». Испытуемому необходимо вычерк- нуть «d» с двумя штрихами. На ка- ждую строку дается 20 секунд. Чистое время проведения теста — 4 мин 40 с, общее время тестирова- ния с учетом чтения инструкции составляет 8 мин. Тестирование проводится индивидуально и в группе, возрастной диапазон испы- туемых — от 9 до 60 лет [15]. Литература 1. Альманах психологических тес- тов. — М. : Изд-во КСП, 1995. 2. Гальперин, П. Я. К проблеме вни- мания // Хрестоматия по вниманию / под. ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пу- зырея, В. Я. Романова. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. 3. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев, В. Я. Ро- манов. — М. : Тривола, 1995. 4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Ро- манов. — М. : ЧеРо, 2001. 5. Левченко, И. Ю. Психолого-педа- гогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Академия, 2008. 6. Лубовский, В. И. Общие и специ- фические закономерности развития пси- хики аномальных детей / В. И. Лубов- ский // Дефектология. — 1974. — № 6. 7. Рубинштейн, С. Я. Эксперимен- тальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : (Практ. рук-во) / С. Я. Рубинштейн. — М. : Апрель-Пресс : Изд-во Ин-та пси- хотерапии, 2004. 8. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребен- ка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. — СПб. : Речь, 2005. 9. Ульенкова, У. В. Особенности ус- тойчивости и концентрации произволь- ного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов / У. В. Уль- енкова, Л. А. Метиева // Практическая психология и логопедия. — 2007. — № 5 (28). 10. Brahler, E. Brickenkamp Handbuch psychologischer und padagogischer Tests : 2 Bd. / E. Brahler, H. Holling, D. Leutner & F. Petermann. — Gottingen : Hogrefe, 2002. 11. Buttner, G. Diagnostik von Kon- zentration und Aufmerksamkeit / G. But- tner, L. Schmidt-Atzert. — Gottingen : Hofrege, 2004. 12. Eberwein, Manfred Verzeichnis. Testverfahren 2 0. aktualisierte Auflage / Manfred Eberwein ; Leibniz-Zentrum fur Psychologische Information und Doku- mentation Universitat Trier. — 2014.— Электрон. дан. — Режим доступа : http://www.zpid.de/pub/tests/verz_einf.pdf. 13. Gamper, Hans. Neuropsycholo- g i s t Diagnostik bei Kindern und Jugendlichen in Erziehungsberatung und Schulpsychologie / Hans Gamper, Jac- queline Hesse-Meier, Florian Huggler, Manuel Joray, Peider Konz, Ueli Kunz, Beatrice Loder Roncoroni, Ursula Marti, Regula Mathys, Eliane Muller-Fassler, Philipp Ramming, Anna Maria Ruedi, Ju- dith Wurth // Praxisforschung der Erzie- hungsberatung des Kantons Bern (Hrsg.). — Bern, 2004. Bd. 7. 14. Heyde, Gerd. Entwicklung zweier psychometrischer Leistungstests und Va- lidierung ihrer Messgegenstande mit Hilfe eines Modells des menschlichen Gedacht- nisses : genehmigte Dissertation zur Er- langung des akademischen Grades eines Doktors der Philosophie : защищена 21. 10 Специальное образование. 2014. № 4 12.2006 / Gerd Heyde. — Darmstadt, 2006. 15. Hogrefe Verlag fur Psychologie [Электронный ресурс]. — Режим дос- тупа: http://www.testzentrale.de/tests/. 16. Milhahn, Elisabeth. Testbatterie zur Aufmerksamkeitsprufung von Peter Zim- mermann und Bruno Fimm / Elisabeth Milhahn, Bernd Inkret. — Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.seelensammler.de/uni/aibeiten/TAP.pdf. Специальное образование. 2014. № 4 11