Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13474
Title: Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста
Other Titles: Reading priorities of primary school children
Authors: Томилова, С. Д.
Tomilova, S. D.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Томилова С. Д. Читательские приоритеты детей младшего школьного возраста / С. Д. Томилова // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 127-134.
Abstract: В статье исследуется актуальная проблема выбора детьми младшего школьного возраста произведений для чтения. Обосновывается необходимость детального изучения репертуара чтения на ступени начального образования в условиях кризиса читательской культуры в современном обществе. Обсуждаются результаты проективной беседы с обучающимися 1-4-х классов общеобразовательных школ с последующим анализом, синтезом и фактологическим обобщением общего массива полученных данных по вопросам, направленным на выявление читательских приоритетов детей. Главная цель исследования – выявить, характерна ли деформация репертуара чтения для современных детей младшего школьного возраста. Цель достигается посредством ответа на ряд вопросов: какую литературу читают младшие школьники, интересны ли им произведения, с которыми они знакомятся по программе, читают ли они что-то помимо обязательного минимума, какова тематика книг, которые им нравятся, какие герои им нравятся, откуда они узнали об этом герое и какие качества характера героя им импонируют, способствует ли литература, которую выбирают дети для самостоятельного чтения, их духовно-нравственному и эстетическому развитию. В ходе исследования установлено, что репертуар чтения детей младшего школьного возраста фрагментирован, в нем встречаются произведения на самые разные темы. Любимыми жанрами детей являются волшебная сказка, рассказ о животных, приключенческая литература, фантастика и фэнтези, юмористический рассказ. Доля самостоятельного чтения оказывается меньше, чем программного. Деформация круга чтения происходит к четвертому классу и проявляется в слабо выраженной потребности в «серьезном» чтении, увлечении развлекательным чтением, отдалении от поэзии, низкой читательской самостоятельности, влиянии на выбор книг для чтения медиасреды и визуальной культуры. Гендерные различия в предпочтениях детей отмечаются в каждой возрастной группе.
The article examines the actual problem of the choice of works for reading by primary school children. It substantiates the need for a detailed study of the reading repertoire at the stage of primary education in a crisis of reading culture in modern society. The results of a projective conversation with students of the first to fourth grades of secondary schools are discussed, followed by analysis, synthesis and factual generalization of the total array of data obtained on issues aimed at identifying children's reading priori-ties. The main objective of the study is to identify whether the deformation of the reading repertoire is characteristic of modern children of primary school age. The goal is achieved by answering a number of questions: what kind of literature is read by younger students, are they interested in the works that they get acquainted with on the program, do they read something other than the required minimum, what is the theme of the books they like, what characters they like, where they learned about this hero and what qualities of a character’s character they are impressed with, whether the literature that children choose for independent reading contributes to their spiritual, moral and aesthetic development. The study found that the reading repertoire of primary school children is fragmented, there are works on a variety of topics. Favorite genres of children are a fairy tale, a story about animals, adventure literature, science fiction and fantasy, a humorous story. The share of self-reading is less than software. The deformation of the circle of reading occurs in the fourth grade and manifests itself in a weakly expressed need for “serious” reading, a passion for entertaining reading, a distance from poetry, low reader independence, and an influence on the choice of books for reading the media and visual culture. Gender differences in children's preferences are noted in each age group.
Keywords: ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ
КРУГ ЧТЕНИЯ
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
CHILDREN'S READING
READING PREFERENCES
READING CIRCLE
PRIMARY SCHOOL CHILDREN
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13474
DOI: 10.26170/po20-02-15
Origin: Педагогическое образование в России. 2020. № 2
Appears in Collections:Педагогическое образование в России

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
povr-2020-02-15.pdf517,17 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.