Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13482
Название: Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века
Другие названия: Spiritual and moral education of students of pedagogical college by means of domestic vocal music of the Soviet period of the second half of the XX century
Авторы: Кашина, Н. И.
Пшеничникова, А. А.
Пичугина, Л. Н.
Kashina, N. I.
Pshenichnikova, A. A.
Pichugina, L. N.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Кашина Н. И. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа средствами отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века / Н. И. Кашина, А. А. Пшеничникова, Л. Н. Пичугина // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 173-179.
Аннотация: The relevance of the problem considered in the article is due to the fact that the priorities of state policy today lie in the field of improvement of spiritual and moral education of young people. Musical art has great opportunities in solving this problem, which appeals to the consciousness of a person through feelings, performs the role of an educator. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the national vocal music of the Soviet period of the second half of the 20th century in the spiritual and moral education of students of the pedagogical college and to consider methods that can be used by the teacher of musical disciplines for this purpose. The methodological basis of the study is: the theory of the polyfunctivity of music (V. N. Holopov), theoretical provisions on the pedagogical potential of musical art in the spiritual and moral formation of the younger generation (E. B. Abdullin, D. B. Kabalevsky, etc.). The following methods of research were used: study and analysis of literature, analysis and synthesis of pedagogical experience, experimental and search work, pedagogical observation. The scientific novelty is that the authors reveal the pedagogical potential of the national vocal music of the Soviet period in the spiritual and moral education of young people, which is that the music of this period contains such topics as citizenship, patriotism, the theme of man in war, the theme of love, friendship, etc. The practical significance of the results of the study is that the authors proposed a repertoire series of domestic vocal music of the Soviet period of the second half of the 20th century, which is divided into thematic blocks. The authors propose methods that the teacher can use to successfully develop the content of this musical material by college students. These are methods, cogitative operations of comparison, generalization, classification and structuring (methods of musical generalization, reflection about music, musical collections), the methods promoting “accommodation” by students of the artistic image put in the piece of music, their identification with heroes, situations (methods of empathy and emotional dramatic art) are the cornerstone of process of knowledge.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, обусловлена тем, что приоритеты государственной политики сегодня лежат в области совершенствования духовно-нравственного воспитания молодежи. Большими возможностями в решении данной проблемы обладает музыкальное искусство, которое обращается к сознанию человека через чувства, выполняет роль воспитателя. Цель статьи – раскрыть педагогический потенциал отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ века в духовно-нравственном воспитании студентов педагогического колледжа и рассмотреть методы, которые для этого могут применяться преподавателем музыкальных дисциплин. Методологической основой исследования являются: теория полифункциональности музыки (В. Н. Холопова), теоретические положения о педагогическом потенциале музыкального искусства в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский и др.). Использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа, педагогическое наблюдение. Научная новизна состоит в раскрытии возможностей использования методов музыкального образования в духовно-нравственном воспитании студентов колледжа средствами вокальной музыки советского периода, отражающей в художественно-образном содержании темы гражданственности, патриотизма, долга, любви, товарищества и т. д. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что авторами предложен репертуарный ряд отечественной вокальной музыки советского периода второй половины ХХ в., который разделен на тематические блоки. Авторами предложены методы, которые может применять преподаватель для успешного освоения студентами педагогического колледжа содержания данного музыкального материала. Это методы музыкального обобщения, размышления о музыке, музыкальных коллекций (данные методы предложены в связи с тем, что в основе процесса познания лежат мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации и структурирования); методы, способствующие «проживанию» обучающимися художественного образа, заложенного в музыкальном произведении, их идентификации с героями, ситуациями (методы сопереживания и эмоциональной драматургии).
Ключевые слова: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE
DOMESTIC VOCAL MUSIC OF THE SOVIET PERIOD OF THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY
MUSICAL EDUCATION
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13482
DOI: 10.26170/po20-02-22
Источники: Педагогическое образование в России. 2020. № 2
Располагается в коллекциях:Педагогическое образование в России

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
povr-2020-02-22.pdf494,26 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.