Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13485
Title: Политический портрет в структуре медиатопика «Великая Отечественная война» (дидактический аспект)
Other Titles: Political portrait in the structure of media Great Patriotic war
Authors: Руженцева, Н. Б.
Ruzhentseva, N. B.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Руженцева Н. Б. Политический портрет в структуре медиатопика «Великая Отечественная война» (дидактический аспект) // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 29-35.
Abstract: Статья посвящена двум основным проблемам. С одной стороны, это отклик печатных СМИ на предстоящее событие – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. С другой стороны, это возможности дидактической интерпретации жанра политического портрета в системе преподава-ния русского языка как иностранного. С точки зрения автора, в настоящее время можно говорить о медиатопике «Великая Отечественная война», который имеет множественную жанровую диффе-ренциацию. С данным медиатопиком соотносятся биографические жанры, и прежде всего – био-графии военачальников, высших руководителей страны и рядовых участников войны. Кроме этого, в структуру медиатопика входят мемуарные жанры, жанр портретного очерка и полемические жанры: «Опровержение», «Точка зрения», «Обсуждение». В связи с попытками пересмотра итогов войны и фальсификации истории получил второе рождение и такой жанр, как «Порицание» (отпо-ведь, филиппика). В рамках медиатопика «Великая Отечественная война» активно используются также жанры «Интервью», «Прогноз», «Заметка», «Расследование», «Кинорецензия» и ряд дру-гих текстовых форм, способствующих пополнению жанрового корпуса. Автор статьи считает, что богатейший материал СМИ имеет широкие возможности для дидактической интерпретации, и прежде всего – с целью преподавания русского языка как иностранного. Необходимость включе-ния материала о Великой Отечественной войне в учебные пособия по РКИ обусловлена, в том числе, отсутствием или недостаточностью информации о крупнейших российских политиках про-шлого и настоящего, что ведет к формированию неполных или искаженных представлений о Рос-сии. Сказанное возможно восполнить посредством учебных пособий специализированного типа, которые преподаватель может использовать как полностью, так и по частям. В качестве образца в статье представлены фрагменты такого пособия (выдержки из биографий А. Н. Косыгина и А. Микояна, посвященные их деятельности во время Великой Отечественной войны), реализую-щие две стратегии – информирующую и обучающую. С опорой на трактовку языковой компетен-ции Ю. Апресяна автор статьи представил систему обучающих заданий к этим текстам, способ-ствующую формированию не только навыков говорения, слушания, письма и чтения, но и систем-ного фонда знаний о российских политиках ХХ и ХХI веков.
The article is devoted to two main problems. On the one hand, this is the response of the print media to the upcoming event – the 75th anniversary of Victory in the Great Patriotic War. On the other hand, these are opportunities for didactic interpretation of the political portrait genre in the system of teaching Russian as a foreign language. From the point of view of the author, we can now talk about the media topic “The Great Patriotic War”, which has multiple genre differentiation. Biographical genres correlate with this media topic, and first of all, biographies of military leaders, top leaders of the country and ordinary war veterans. In addition, the structure of the media topic includes memoirs, the portrait essay genre and polemical genres: “Refutation”, “Point of View”, “Discussion”. In connection with attempts to revise the outcome of the war and falsify history, he received a rebirth and such a genre as “Reprimand” (rebuke, philippic). The genres of “Interview”, “Forecast”, “Note”, “Investigation”, “Film review” and a number of other text forms contributing to the replenishment of the genre corps are also actively used in the framework of the media topic “The Great Patriotic War”. The author of the article believes that the richest media material has ample opportunities for didactic interpretation, and above all, with the aim of teaching Russian as a foreign language. The need to include material on the Great Patriotic War in Russian-language textbooks on RCTs is due, inter alia, to the absence or insufficiency of information about the largest Russian politicians of the past and present, which leads to the formation of incomplete or distorted ideas about Russia. The aforesaid can be supplemented by means of training materials of a specialized type, which the teacher can use both fully and in parts. As an example, the article presents fragments of such a manual (excerpts from the biographies of A. N. Kosygin and A. Mikoyan, dedicated to their activities during the Great Patriotic War) and implementing two strategies – information and training. Based on the interpretation of the linguistic competence of Y. Apresyan, the author of the article presented a system of instructional tasks for these texts, which contributes to the formation of not only speaking, listening, writing and reading skills, but also a systematic fund of knowledge about Russian politicians of the 20th and 21st centuries.
Keywords: СМИ
МЕДИАТОПИК
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
ЖАНР
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
MEDIA
MEDIA PEAK
WORLD WAR II
GENRE
POLITICAL PORTRAIT
DIDACTIC INTERPRETATION
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13485
DOI: 10.26170/po20-02-04
Origin: Педагогическое образование в России. 2020. № 2
Appears in Collections:Педагогическое образование в России

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
povr-2020-02-04.pdf551,96 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.