Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13490
Title: Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана)
Other Titles: Correlation of the level of development of academic autonomy of younger students with indicators of educational motivation and style of pedagogical activity (on the example of primary school students in Uzbekistan)
Authors: Дусмухамедова, Ш.
Салиева, Д.
Максимова, Л. А.
Dosmuhamedova, S.
Saliyeva, D.
Maksimova, L. A.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Дусмухамедова Ш. Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана) / Ш. Дусмухамедова, Д. Салиева, Л. А. Максимова // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 77-83.
Abstract: Младший школьный возраст, по мнению большинства исследователей, является наиболее сензитивным для развития академической самостоятельности и учебной мотивации, выступающих ключевыми факторами успешности образовательной деятельности. Авторы статьи предположили, что формирование самостоятельности учащегося связано с условиями обучения, характером изменений в мотивационной сфере личности ребенка, в том числе, в преобладании внутренней или внешней мотивации. Исследование выполнено на выборке 134 учащихся и 18 педагогов школ Узбекистана. В качестве диагностических средств выступили: методика «Диагностика уровня школьной мотивации учащихся начальной школы» Н. Г. Лускановой, методика «Диагностика учебной самостоятельности младшего школьника» С. Ю. Прохорова, методика «Стиль педагогической деятельности» А. М. Марковой и А. Я. Никоновой. Предварительно была проведена адаптация методик для узбекской выборки. В качестве основного статистического инструмента использовался расчет критерия Х2. В результате исследования была установлена статистически достоверная взаимосвязь между показателями учебной мотивации и уровнем академической самостоятельности младших школьников. Исследователи выявили, что стимулом учебной деятельности может быть внешняя мотивация, то есть мотивация избегать неудачи и наоборот. Младшие школьники с высокими и выше среднего показателями академической самостоятельности в основном обучаются в классах учителей, обеспечивающих сосредоточенность обучающихся как на содержательных аспектах изучаемого материала, так и на достижении целей своей деятельности, и которые менее склонны акцентировать внимание на оценке неудач своих учеников. На основании полученных результатов в статье сформулированы педагогические и психологические направления работы для успешного развития академической самостоятельности и учебной мотивации учащихся младших классов.
Primary school age, according to most researchers, is the most sensitive for the development of academic autonomy and educational motivation, which are key factors for the success of educational activities. The authors of the article suggested that the formation of student autonomy is associated with the learning environment, the nature of changes in the motivational sphere of the child's personality, including the predominance of internal or external motivation. The study was performed on a sample of 134 students and 18 teachers of schools in Uzbekistan. As diagnostic tools were: the method of “Diagnostics of level of school motivation in elementary school students” N. G. Lukanova, the method of “Diagnosis of educational autonomy of younger school student” S. Yu. Prokhorov, the method “Style of teaching” A. M. Markova and A. I. Nikonova. Previously, the methods were adapted for the Uzbek sample. The calculation of the x2 criterion was used as the main statistical tool. As a result of the study, a statistically reliable relationship was established between the indicators of educational motivation and the level of academic autonomy of younger students. The researchers found that the incentive for learning activities can be external motivation, that is, the motivation to avoid failure and Vice versa. Younger students with high and above-average levels of academic autonomy are mostly trained in teacher classes that ensure that students focus on both the content aspects of the material being studied motivation, psychological and pedagogical support of educational activities and on achieving their goals, and who are less likely to focus on assessing the failures of their students. Based on the results obtained, the article formulates pedagogical and psychological directions of work for the successful development of academic autonomy and educational motivation of primary school students.
Keywords: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
EXTERNAL AND INTERNAL MOTIVATION
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13490
DOI: 10.26170/po20-02-09
Origin: Педагогическое образование в России. 2020. № 2
Appears in Collections:Педагогическое образование в России

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
povr-2020-02-09.pdf652,96 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.