Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13491
Title: Антонимия в контексте синонимии: принципы лексикографического описания в новом идеографическом словаре
Other Titles: Antonymy in the Context of Synonymy: the Principles of Lexicographic Description in the New Ideographic Dictionary
Authors: Бабенко, Л. Г.
Babenko, L. G.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Бабенко Л. Г. Антонимия в контексте синонимии: принципы лексикографического описания в новом идеографическом словаре / Л. Г. Бабенко // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 7-17.
Abstract: Актуальность исследования обусловлена когнитивно-дискурсивным изучением проблемы ментальной интеграции отношений тождества и противоположности, репрезентируемых в содержании синонимико-антонимических комплексов – особых лексических множеств, ранее не рассматривавшихся в лексикологии. Актуальным также является оформление результатов исследования в формате принципиально нового для лексикографии Большого толкового идеографического словаря синонимико-антонимических комплексов. Основные подходы к изучению антонимии зафиксированы в заглавии статьи, представляющем собой его тему. Предмет исследования – совместное рассмотрение антонимиии синонимии в денотативно-идеографическом, когнитивно-дискурсивном, деривационно-семантическом и структурно-семантическом освещении. Цель – разработка системы принципов лексикографического описания антонимии и их реализация в новом идеографическом словаре. Источник материала – электронная база данных лаборатории компьютерной лексикографии. При решении конкретных задач использован комплекс лингвистических методов. Результатами исследования являются выявленные принципы изучения и лексикографирования синонимико-антонимических комплексов [далее –САК], к которым относятся: 1) изучение антонимии в контексте синонимии, во взаимодействии с ней; 2)интерпретация САК как принципиально нового лексического множества, обладающего специфической структурно-семантической организацией; 3) выявление типов САК; 4) обнаружение моделей регулярногодеривационно-грамматического варьирования базовых антонимических оппозиций в структуре САК;5) исследование механизма ментальной интеграции отношений тождества и противоположности как основополагающего фактора формирования САК; 6) выявление основных моделей реализации ментальной интеграции в структуре САК, относящихся к различным денотативным сферам; 7) анализ размещения САК в денотативно-идеографическом пространстве русского языка; 8) выявление ядра и периферии языковой синонимико-антонимической картины мира в русском языке, семантических расстояний в структуре его семантического пространства. Результаты исследования могут быть применены как в теоретической области – в фундаментальных исследованиях по когнитивной семантике, теории лексических множеств, теоретической лексикографии, так и в практическом использовании в качестве словарных лексикографических материалов в педагогической деятельности в вузе и школе.
The article focuses on a relevant issue of the cognitive discourse study of mental integration of the identity and opposition relations in synonym-antonym complexes (hereinafter referred to as SACs). SACs are lexical sets that have not been considered in lexicology previously. The results of the research are presented in the Great Explanatory Ideographic Dictionary of SACs, a new format in lexicography whose usage also makes the research in question relevant. The title of the article reflects the approaches applied in studying antonymy. The subject matter of the article is joint analysis of antonymy and synonymy considered from different angles, i. e. denotative and ideographic, cognitive discourse, derivational and semantic, and structural and semantic. The purpose of the research is to work out a system of principles of lexicographic description of antonymy and their realization in the new ideographic dictionary. The source of the research material is the electronic database of the Laboratory of Computer Lexicography. For the purpose of the research, the author relies on a number of linguistic methods. As a result of the research, the author singles out some principles for studying and lexicographizing SACs, i. e. 1) the study of antonymy in the context of synonymy and in its interaction with it; 2) the interpretation of SACs as a completely new lexical set characterized by a specific structural and sematic organization; 3) singling out types of SACs; 4) the detection of regular derivational and grammatical variations of the basic antonymic oppositions in the structure of SACs; 5) the study of the mechanism underlying the realization of mental integration of the identity and opposition relations as the key factor in the formation of SACs; 6) singling out the main models for the realization of mental integration in the structure of SACs belonging to different denotative spheres; 7) the analysis of the place of SACs in the denotative and ideographic space of the Russian language; 8) detecting the nucleus and periphery of the linguistic synonymic and antonymic worldview in the Russian language and semantic distances in the structure of its semantic space. The results of the research may be used both for theoretical studies, i. e. in fundamental research in cognitive semantics, the theory of lexical sets, theoretic lexicography, and applied practically as lexicographic material in teaching practice both in schools and universities.
Keywords: ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
СИНОНИМИКО-АНТОНИМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ
АНТОНИМИЯ
СИНОНИМИЯ
ЛЕКСИКОГРАФИЯ
СИНОНИМЫ
АНТОНИМЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛЕКСИКОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВАРНЫЕ СТАТЬИ
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ МНОЖЕСТВА
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ОПИСАНИЯ
ПРИНЦИПЫ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
IDEOGRAPHIC DICTIONARIES OF A THESAURUS TYPE
MENTAL INTEGRATION
SYNONYMIC-ANTONYMIC COMPLEXES
ANTONYMY
SYNONYMY
LEXICOGRAPHY
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13491
DOI: 10.26170/fk20-01-01
Origin: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Appears in Collections:Филологический класс

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fkls-2020-01-01.pdf293,34 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.