Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13493
Title: «Сказки жизни» как жанровый феномен 1920-х годов
Other Titles: The “Fairy Tales of Life” as a Genre Phenomenon of the 1920s
Authors: Пархаева, А. А.
Parkhaeva, A. A.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Пархаева А. А. «Сказки жизни» как жанровый феномен 1920-х годов / А. А. Пархаева // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 115-122.
Abstract: В статье рассматривается функционирование феномена «сказок жизни», определивших специфику художественного мира ряда произведений русской литературы первых двух десятилетий XX века. В первой части статьи представлены ключевые особенности наджанровой универсальной категории «сказки жизни», во второй части статьи в рамках диахронного анализа проанализирован ряд произведений 1920‑х годов, в которых наиболее отчетливо выражено развитие феномена в разных направлениях. Представлены результаты изучения группы текстов исследуемого периода, объединенных общей идеей синтеза сказочного и реалистического компонентов. В процессе исследования рассмотрена роль сказочной семантики и ее имманентных свойств в системе ассоциативного фона произведения, а также разъясняется специфика термина «сказки жизни». В работе впервые представлены произведения ряда писателей начала XX века, составлен перечень циклов и периодических изданий, в заголовочно-финальном комплексе которых встречается номинация «сказки жизни». Каждое из рассмотренных произведений на уровне заголовочно-финального комплекса, а также структурно-семантической организации, архитектоники демонстрирует схожие принципы построения: активное обращение авторов к художественной модели цикла; наличие маркеров современности, действительности, которые сопряжены с присутствием волшебного, сказочного начала; стремление ответить на социальные запросы; ориентирование на массового читателя (все исследуемые нами произведения направлены на развлечение и содержат в себе установку на легкое восприятие). Определяющим связующим элементом для каждого цикла становится мотив поиска счастья, характерный для литературы 1920‑х годов. В каждом из анализируемых произведений герои стремятся обрести счастье либо через индивидуальные практики, либо через соединение с коллективом. Последний путь характерен для произведений, содержащих идеологический компонент, сформированный новой советской властью в 1920‑е годы и соответствовавший социальному заказу. Авторский подход, в котором жанровый синкретизм определяется структурной логикой синтеза сказочного и реалистического компонентов, оказывается типичным для ряда произведений всего периода 1920-х годов.
The article deals with the functioning of the phenomenon of “fairy tales of life” which determined the specificity of the artistic world of a number of works of Russian literature of the first two decades of the 20th century. The article opens with a description of key peculiarities of the universal super-genre category of “the fairy tales of life”, and then passes on to a diachronic analysis of a number of works of the 1920s, which most saliently reflect the development of the phenomenon in various perspectives. The article presents the results of an analytical research of a sample of texts of the period under study united by the common idea of the synthesis of fairy-tale and realistic components. The author explores the role and immanent properties of fairy-tale semantics in the system of the associative background of the work and explains the specificity of the term “fairy tales of life”. The article dwells on the works of several writers of the early 20th century for the first time and makes up a list of cycles and periodicals the titles of which include the nomination “fairy tales of life”. Each of the works considered demonstrates similar principles of composition on the level of title complex, semantic-structural organization and architectonics: the authors’ interest in the artistic model of the cycle; the presence of markers of modernity and reality associated with magic and elements of fairy-tale; the striving to meet social requests; the orientation towards a mass reader (all works of fiction focus on entertainment and are easy for perception). The motif of searching for happiness that is characteristic of the literature of the 1920s becomes a dominant linking element in each cycle. In each work under analysis, the characters seek to achieve happiness either through individual practices or through joining a collective. The latter way is characteristic of the works that contain an ideological component, formed by the new Soviet power in the 1920s and corresponding to the then social demand. The authored approach in which genre syncretism is determined by the structural logic of the synthesis of fairytale and realistic components is typical of a number of works of the whole period of the 1920s.
Keywords: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
LITERARY GENRES
LITERARY FAIRY TALES
LITERARY MODELS
LITERARY CREATIVE ACTIVITY
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13493
DOI: 10.26170/fk20-01-11
Origin: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Appears in Collections:Филологический класс

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fkls-2020-01-11.pdf231,29 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.