Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13498
Title: Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования
Other Titles: Modern Didactic Text in Russian: Mechanisms of Perception and Principles of Construction
Authors: Коновалова, Н. И.
Konovalova, N. I.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Коновалова Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования / Н. И. Коновалова // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 164-172.
Abstract: Статья посвящена исследованию когнитивных механизмов восприятия текстовой ин- формации: этапам и особенностям ее интеллектуальной обработки, осмысления и интериоризации в свете деятельностной теории познания. Автором анализируются существующие подходы к определению сути современного учебного текста, который должен быть ориентирован не на заучивание понятий, а на развитие самостоятельности, творческого отношения к учению. Это требует принципиально нового подхода к конструированию структуры как учебника в целом, так и отдельных его разделов (тем) с учетом психологических закономерностей овладения информацией, особенностей формирования у ребенка когнитивных и метакогнитивных операций. Особое внимание при этом уделяется психолингвистическим методам и методикам выявления характера рецепции учебного текста в единстве его формальных и содержательных параметров. Выдвигается постулат о необходимости учета этих механизмов в процессе разработки (конструирования) учебного текста по русскому языку для обучающихся средних общеобразовательных учреждений. Учебный текст анализируется в двух аспектах: 1) с позиций человека читающего (слушающего) и моделирующего в своем сознании образ содержания воспринимаемого текста; 2) с позиций разработчика, конструирующего учебный текст. Приводятся экспериментальные данные, позволяющие выявить факторы, определяющие характер восприятия учебного текста. Акцентируется внимание на индивидуально-психологических различиях восприятия информации, представленной как вербальным, так и невербальным кодами; специфике усвоения информации, предъявляемой различными способами (в частности, алгоритмами или аналогами). Методологически важным является представленный в статье анализ типовых упражнений и заданий (в том числе притекстовых), содержащихся в современных школьных учебниках по русскому языку, в аспекте их когнитивной «комфортности» и продуктивности для детей с разными латеральными профилями. Выявляются факторы, способствующие восприятию и пониманию учебной информации или затрудняющие эти процессы. В качестве результатов анализа материала предлагаются практические рекомендации для учителей-словесников, методистов, психолингвистов относительно формы и содержания учебного текста (в том числе игрового) по русскому языку.
The article is devoted to the study of cognitive mechanisms of perception of textual information: stages and peculiarities of its intellectual processing and its understanding and internalization in the light of the activity-based theory of cognition. The author analyzes the existing approaches to the definition of the essence of the modern didactic text, which is not to focus on memorizing concepts, but on the development of independence and creative attitude to learning. This requires a fundamentally new approach to the structure of the textbook as a whole and its individual sections (themes) in particular, taking into account the psychological laws of information acquisition and specific features of formation of cognitive and metacognitive operations of the child. Special attention is given to psycholinguistic methods and techniques of identification of the nature of reception of the didactic text in the unity of its formal and content parameters. The article poses a postulate about the need to take into consideration these mechanisms in the process of design (development) of a didactic text in Russian for students of secondary general education institutions. The didactic text is analyzed from two angles: 1) from the standpoint of the person reading (listening to) the text and modeling the image of the content of the text perceived in their mind; 2) from the standpoint of the author of the text. The article contains experimental data, which make it possible to identify the factors that determine the nature of perception of the didactic text. The author concentrates her attention on individual psychological differences of information perception both via verbal and non-verbal codes and specificity of acquisition of information presented in different ways (in particular, by way of algorithms or equivalents). The author’s analysis of typical exercises and tasks (including after-reading tasks), which can be found in modern textbooks of the Russian language, in terms of their cognitive “comfort” and efficiency for children with different lateral profiles is methodologically important. The study reveals the factors facilitating perception and understanding of the learning material or hindering these processes. The research results include a practical guide for teachers-philologists, specialists in methods, and psycholinguists regarding the form and the content of didactic texts (including game-based ones) for teaching Russian.
Keywords: КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ
ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК
МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
ШКОЛЬНИКИ
COGNITIVE MECHANISMS
PSYCHOLINGUISTICS
LEARNING TEXTS
TEXT PERCEPTION
RUSSIAN LANGUAGE
METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL
METHODS OF TEACHING RUSSIAN
PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENTS
SCHOOLCHILDREN
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13498
DOI: 10.26170/fk20-01-16
Origin: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Appears in Collections:Филологический класс

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fkls-2020-01-16.pdf262,47 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.