Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13511
Title: Воля пространства и течение стиха. О поэтике Ахмадулиной 1980-х гг. (Книги «Тайна» и «Сад»)
Other Titles: The Will of Space and the Flow of Verse. On Akhmadulina’s Poetics of the 1980s (Based on Her Books “The Mystery” and “The Garden”)
Authors: Абашев, В. В.
Abashev, V. V.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Абашев В. В. Воля пространства и течение стиха. О поэтике Ахмадулиной 1980-х гг. (Книги «Тайна» и «Сад») / В. В. Абашев // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 86-94.
Abstract: В статье анализируются стихи Беллы Ахмадулиной конца 1970‑х – 1980‑х гг., объединенные книгами «Тайна» (1983) и «Сад» (1987). Они рассматриваются исследователями как начало зрелого этапа творчества Ахмадулиной. Как констатировал Ю. Кублановский в рецензии на «Тайну», книга выделила поэта из контекста доминирующих ценностей советской культуры. Предмет анализа в статье – поэтика пространства. В отличие от работ, ранее касавшихся этой темы, в статье анализируются не отдельные топосы, такие как «сад», «дом» или «дорога», а пространство как категория поэтического видения, выраженная семантикой лексемы «пространство», ее переживание поэтом и связь с особенностями просодии. В стихах изучаемого периода «пространство» попало в фокус поэтической рефлексии Ахмадуллиной, что проявилось в повышении частотности слова и генерализации его семантики, в том, что пространство стало и объектом рефлексии, и субъектом действия. Обращение к пространству выразило поворот Ахмадулиной к онтологическим основаниям ценностей. Анализ семантики категории пространства показывает, что на этом этапе оно стало для поэта метонимией высшего бытийного начала, которое в дальнейшем идентифицируется в русле христианства. В развитие идеи о роли пространства у Ахмадуллиной в статье обосновывается гипотеза, что переживание «пространства» обусловило такую просодическую особенность ее стихов, как их сравнительная избыточность, служившая предметом порицаний литературных критиков. В стихах Ахмадулиной этого времени развивается мотив изоморфности стиха пространству. Стих длится, вторя бесконечному приближению к тайне пространства. Дополнительное основание эстетической мотивированности длительности стиха полагается в активизации фатической функции в структуре поэтической коммуникации. Она вызвана особенностями адресата – непостижимого пространства, поддержание контакта с которым, то есть дление речи, становится самоценным предметом заботы говорящего. В историко-литературном аспекте концепция пространства Ахмадулиной глубоко связана с поэзией Б. Пастернака.
The paper analyzes Bella Akhmadulina’s poetry of the late 1970s–80s, published in her books “The Mystery” (1983) and “The Garden” (1987). Researchers identify these books as the beginning of her literary maturity. In his review of “The Mystery”, Yu. Kublanovsky stated that the book had singled the poet out of the context of values dominating Soviet culture. Poetics of space is the subject matter of this paper. In contrast to the previous works that addressed this topic, the paper does not analyze the individual topoi, such as “the garden”, “the house” or “the road”, but focuses on space itself as a category of poetic vision, expressed by the semantics of the lexeme “space”, its perception by the poet and the specificity of its prosody. In the poems of the studied period, “space” became the focal point of Akhmadulina’s poetic reflection. It was manifested in the generalization of its semantics and the recurrence of the word in her texts. Space became both the object of reflection and the subject of action. Akhmadulina’s appeal to space expressed her turn to the ontological foundations of values. Analysis of the semantics of the category of space shows that at this stage, it had become a metonymy of the highest principle of Being, which is later identified in the framework of Christianity. Developing the idea of the role of space in Akhmadulina’s poetry, the paper poses a hypothesis that the experience of “space” determines such a prosodic feature of her poems as their relative redundancy, frequently criticized by literary critics. Akhmadulina’s poems of the period develop the motif of the verse and space isomorphism. The duration of verse echoes an endless approach to the mystery of space. An additional foundation for the aesthetic conditioning of verse duration may be found in the phatic function, which is enabled in the structure of poetic communication. It is determined by the specificity of the addressee – the incomprehensible space itself. Keeping in contact with it, i. e. continuing to speak, becomes an intrinsically valuable concern of the speaker. In terms of literary history, Akhmadulina’s concept of space is deeply connected with B. Pasternak’s poetry.
Keywords: АХМАДУЛИНА БЕЛЛА АХАТОВНА
ТАЙНА (КНИГА СТИХОВ)
САД (КНИГА СТИХОВ)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В. — 20 В. 80-Е ГГ.
РУССКИЕ ПОЭТЕССЫ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
КНИГИ СТИХОВ
СТИХОТВОРЕНИЯ
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ
ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА
ПРОСТРАНСТВО
ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА
ЛЕКСЕМЫ
ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
CATEGORY OF SPACE
PROSODY
PHATIC COMMUNICATION
RUSSIAN POETRY
RUSSIAN WOMEN-POETS
POEMS
POEM ANALYSIS
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13511
DOI: 10.26170/fk20-01-08
Origin: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Appears in Collections:Филологический класс

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fkls-2020-01-08.pdf243,82 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.