Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13521
Название: Потенциальная вариативность словотворческих игрем
Другие названия: Variability of potential word games
Авторы: Кулакова, Н. В.
Kulakova, N. V.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Кулакова Н. В. Потенциальная вариативность словотворческих игрем / Н. В. Кулакова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. — 2020. — № 2. — С. 187-198.
Аннотация: The article is devoted to the study of the potential of semantic variability of a derivative word in the Russian language and the relevance of this resource in linguistic-creative activity. An independent problem is the formation of the ability to read the potential semantics of a word (including gaming) in the process of school education. The subject of the article is the word-making games, formed according to productive models in the aspect of their perception by children. The results of an experiment aimed at identifying the ability of younger schoolchildren to semantize word-formation innovations, and the discovery of factors contributing to the potential variability of such semantization are presented. As the obtained material shows, the students were able to uncover the meanings of the neoplasms, relying not only on the harmony, phonetic similarity of the innovation being identified with the familiar words, but also on the analysis of the material value of the root and the derivational value of the affix, “considering” the fact that the semantic structure of the derived word is determined by the value of its constituent parts. The results of the experiment showed that in the linguistic consciousness of students of primary school age (in most cases), the correlation of the meaning of a word with a particular suffix in its structure has already been formed, and knowledge of the “thematic specialization” of words with this formant in familiar words helps the child determine the meaning of the unknown word as a whole. At the same time, the experiment reveals factors of potential variability of word-making games.
Статья посвящена исследованию потенциала смысловой вариативности производного слова в русском языке и востребованности этого ресурса в лингвокреативной деятельности. Самостоятельной проблемой выступает формирование способности к считыванию потенциальной семантики слова (в том числе игрового) в процессе школьного обучения. Предметом рассмотрения в статье являются словотворческие игремы, образованные по продуктивным моделям, в аспекте их восприятия детьми. Представлены результаты эксперимента, направленного на выявление способности младших школьников к семантизации словообразовательных инноваций, и обнаружение факторов, способствующих потенциальной вариативности такой семантизации. Как показывает полученный материал, обучающиеся смогли раскрыть значения новообразований, опираясь не только на созвучие, фонетическое сходство определяемой инновации с известными им узуальными словами, но и на анализ вещественного значения корня и деривационного значения аффикса, «учитывая» тот факт, что смысловая структура производного слова обусловливается значением ее составных частей. Результаты эксперимента показали, что в языковом сознании учащихся младшего школьного возраста (в большинстве случаев) уже сформирована соотнесенность значения слова с тем или иным суффиксом в его структуре, и знание «тематической специализации» слов с данным формантом в знакомых словах помогает ребенку определить значение неизвестного слова в целом. В то же время в эксперименте обнаруживается факторы потенциальной вариативности словотворческих игрем.
Ключевые слова: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ИГРЕМА
СЛОВОТВОРЧЕСКИЕ ИГРЕМЫ
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ
ВАРИАТИВНОСТЬ
СЕМАНТИЗАЦИЯ
WORD FORMATION
GAME
WORD-MAKING GAMES
OCCASIONALISMS
VARIABILITY
SEMANTIZATION
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13521
DOI: 10.26170/ufv20-02-17
Источники: Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2020. № 2
Располагается в коллекциях:Уральский филологический вестник

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
ufvlk-2020-02-17.pdf573,28 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.