Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/14549
Название: История России в учебниках по русскому языку для франкофонов: формы репрезентации и оценка
Другие названия: History of Russia in russian language textbooks or francophones: forms of representation and evaluation
Авторы: Еремина, С. А.
Eremina, S.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Еремина С. А. История России в учебниках по русскому языку для франкофонов: формы репрезентации и оценка / С. А. Еремина // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. — 2020. — Вып. 23 : Историческая память: генезис и проблемы преемственности. — С. 216-245.
Аннотация: The material of Russian language textbooks created for Francophones reveals the language means and ways of including information about the history of Russia in didactic materials. The author notes the ideologized nature of Russian language textbooks for foreigners published in the last decade of the twentieth century and the desire to neutralize the historical and political component of educational materials published in the twenty-first century. The article considers the content of textbooks of Russian as a foreign language from the point of view of the formation of basic competencies and assistants, methodologists who created these textbooks. Strategies for presenting the image of Russia in textbooks created for the French-speaking audience are defined. The most frequent language means of presenting historical facts about our country are proper names, in particular: anthroponyms (names of statesmen, political leaders, and ideologues from different historical eras), politonyms (names of States, political movements, and parties), chrononyms (names of historical events and epochs), and geortonyms (names of national holidays related to the history of Russia). Indicates whether there is an evaluation context for proper names mentioned in textbooks. The author identifies the formats of indirect presentation of the history of Russia in textbooks of recent years: historical events are covered through works of different types of art (verbal, musical, visual). An axiological analysis of historical events is presented.
На материале учебников русского языка, созданных для франкофонов, выявляются языковые средства и способы включения в дидактические материалы информации об истории России. Отмечается идеологизированный характер учебников русского языка для иностранцев, изданных в последнее десятилетие ХХ в. и стремление к нейтрализации историко-политической составляющей учебных материалов, опубликованных в XXI в. Рассмотрен характер содержательной составляющей учебников русского языка как иностранного с позиции формирования основных компетенций и адресантов, методистов, создавших данные учебные пособия. Определены стратегии презентации образа России в учебниках, созданных для франкоязычной аудитории. Наиболее частотными языковыми средствами презентации исторических фактов о нашей стране являются имена собственные, в частности: антропонимы (имена государственных деятелей, политических лидеров и идеологов, представляющих разные исторические эпохи), политонимы (наименования государств, политических движений, партий), хрононимы (названия исторических событий и эпох), геортонимы (наименования национальных праздников, связанных с историей России). Указывается на наличие оценочного контекста упомянутых в учебниках имен собственных. Выявляются форматы косвенной презентации истории России в учебниках последних лет: исторические события освещаются посредством произведений разных видов искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Представлен аксиологический анализ исторических событий.
Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ОБРАЗ РОССИИ
СТРАТЕГИИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ
КОМПЛЕКСНЫЕ УЧЕБНИКИ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
ИСТОРИЯ РОССИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДИСКУРС
ОЦЕНКА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
ФРАНКОФОНЫ
THE IMAGE OF RUSSIA
PRESENTATION STRATEGIES
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
COMPREHENSIVE TEXTBOOKS
METHODS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE
RUSSIAN LANGUAGE TEXTBOOKS
RUSSIAN HISTORY
INTERNATIONAL EDUCATIONAL DISCOURSE
ASSESSMENT OF HISTORICAL EVENTS
HISTORICAL EVENTS
FRANCOPHONES
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/14549
DOI: 10.26170/vvi20-01-19
Источники: Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2020. Вып. 23
Располагается в коллекциях:Запад, Восток и Россия: вопросы всеобщей истории

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
vvi-2020-01-19.pdf827,88 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.