Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/14582
Title: Петербургский миф в новелле Георгия Иванова "Трость Бирона"
Other Titles: Petersburgian myth in Georgy Ivanov's short story "Trost' Birona" (Biron's cane)
Authors: Кайсарова, М. В.
Kaisarova, M. V.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Кайсарова М. В. Петербургский миф в новелле Георгия Иванова "Трость Бирона" / М. В. Кайсарова // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. — 2020. — № 3. — С. 80-95.
Abstract: The article focuses on the originality of interpretation of "the Petersburgian myth" in G. Ivanov's short story "Biron's cane". Features of "the Petersburgian hypertext" in Russian literature are described based on V. N. Toporov's researches. Drawing on these features, we have prepared an analysis of Duke Biron's image in the short story and estimated it against the context of "the Petersburgian myth". We have also analyzed the short story's chronotope and correlate it to the historical background and traditions of "the Petersburgian hypertext" in Russian literature. The article identifies key images the author utilizes in the text in order to develop the topic of the eschatological and infernal Petersburg. As the result of the research, we have identified special features of "the Petersburgian myth's" interpretation in the short story "Biron's cane", connected to cultural, historical and social contexts of Saint Petersburg.
С опорой на выявленные В. Н. Топоровым параметры и функции петербургского текста в статье предпринята попытка анализа "акмеистского" варианта мифа о Петербурге в новелле Г. В. Иванова "Трость Бирона". Рассматривается историческая основа, на которой создает свой образ Г. В. Иванов. Выявляются ключевые образы, которые автор вводит в свой текст с целью раскрытия идеи эсхатологичности и инфернальности Петербурга. Носителем злого начала, идущего из прошлого, становится в новелле образ Бирона, приобретающий демонические черты в духе готической традиции. Отмечается внимание писателя к предметному миру, старинные вещи показаны как артефакты, хранящие память культуры. Описания деталей одежды, интерьера антикварной лавки и жилища Симона, архитектурных примет центра Петербурга создают образ города-музея. Призрак Бирона символизирует то зло, которое, не проявляясь открыто, продолжает тяготеть над душами людей. Трость вновь и вновь находит хозяина-жертву. Такая повторяемость злого промысла выражает ощущение близкого заката былой петербургской эпохи и ее культуры.
Keywords: ИВАНОВ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ТРОСТЬ БИРОНА (НОВЕЛЛА)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XXВ.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ
НОВЕЛЛЫ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ
ПЕТЕРБУРГСКИЕ МИФЫ
RUSSIAN WRITERS
LITERARY CREATIVITY
LITERARY PLOTS
LITERARY GENRES
LITERARY IMAGES
SHORT STORIES
PETERSBURG TEXT
PETERSBURG MYTHS
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/14582
DOI: 10.26170/ufv20-03-07
Origin: Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2020. № 3
Appears in Collections:Уральский филологический вестник

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
ufvdr-2020-03-07.pdf714,56 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.