Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15278
Название: Национальная специфика ассоциативного контекста зооморфной метафоры
Другие названия: National specifity of the associative context of zoomorpyic metaphor
Авторы: Гридина, Т. А.
Коновалова, Н. И.
Лундаажанцан, П.
Gridina, T.
Konovalova, N.
Lundaajantsan, P.
Дата публикации: 2018
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Гридина Т. А. Национальная специфика ассоциативного контекста зооморфной метафоры / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова, П. Лундаажанцан // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. — 2018. — № 2 (27). — С. 131-141.
Аннотация: Предметом анализа в статье является метафора как универсальный лингвокреативный механизм номинации через ассоциативную аналогию, в основе которой лежат "социально отфильтрованные" (типологизированные) и субъективные, индивидуальные аспекты восприятия обозначаемых объектов. Ассоциативный контекст метафор с неизбежностью отражает специфику образной категоризации в разных национальных лингвокультурах. Основания такой категоризации включают в себя языковые ассоциативные стереотипы, мифологемы, прагматику быта того или иного народа, определяющие аксиологическую природу образной аналогии. Показательна в плане этнокультурной маркированности зооморфная метафора, когнитивным источником которой служит "образ" животного, перенесенный на человека. В данной работе в сопоставительном ключе характеризуются зооморфные метафоры с ключевыми символами собака и лошадь в русском и монгольском языках. Анализируются различные направления развертывания ассоциативного контекста зооморфизма с учетом оснований его образной актуализации. Отмечается, что лингвокреативная природа рассмотренных зооморфных метафор (и в русском, и в монгольском языках) проявляется в афористической "обработке" ситуативных пресуппозиций, коррелирующих с акцентируемой чертой сходства животного и человека.
The subject of analysis in the article is a metaphor as a universal linguistic mechanism of nomination through an associative analogy, based on "socially filtered" (typologicalized) and subjective, individual 540 aspects of perceiving the designated objects. The associative context of metaphors inevitably reflects the specificity of figurative categorization in different national linguocultures. The grounds for such categorization include language associative stereotypes, mythologems, pragmatics of everyday life of a particular people, which determine the axiological nature of figurative analogy. Indicative in terms of ethnocultural marking zoomorphic metaphor, the cognitive source of which is the "image" of the animal, transferred to man. In this paper, zoomorphic metaphors with key symbols of the dog and horse in Russian and Mongolian are compared in a comparative manner. Different directions of the development of the associative context of zoomorphism are analyzed taking into account the grounds for its figurative actualization. It is noted that the linguo-creative nature of the examined zoomorphic metaphors (both in Russian and Mongolian) is manifested in the aphoristic "processing" of situational presuppositions that correlate with the accentuated feature of the similarity between animal and human.
Ключевые слова: ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
ЗООМОРФНЫЕ МЕТАФОРЫ
АССОЦИАТИВНЫЕ АНАЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА
АССОЦИАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
ЛИНГВОКУЛЬТУРЫ
NATIONAL MENTALITY
LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD
METAPHOR
ASSOCIATIVE CONTEXT
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15278
Источники: Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2 (27)
Располагается в коллекциях:Уральский филологический вестник

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
ufv-2018-02-13.pdf581,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.