Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11105
Название: Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы
Авторы: Кузьминых, Н. Г.
Научный руководитель: Обухова, Н. В.
Дата публикации: 2019
Аннотация: В настоящее время проблема нарушений письменной речи у младших школьников общеобразовательной школы – одна из самых главных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний обучающихся. Нарушения письма является наиболее распространенной формой речевой патологий у обучающихся младших классов. Специфическое расстройство письма ( дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Формирование процесса письма происходит в структуре учебной деятельности. В школьном возрасте учебная деятельность, является ведущей, составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка. Таким образом, нарушения письменной речи, может быть от недостаточной сформированной устной речи. Во введении, обоснована актуальность проблемы, определена цель, задачи исследовательской работы. В первой главе, дан анализ специальной литературы по проблеме исследования, рассмотрены причины и проявления нарушений письма, и предоставлена характеристика детей младшего школьного возраста с данным нарушением. Мы можем сделать вывод о том что письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Лалаева Р. И.) Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки. В основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: социально- экономические, психофизиологические. Существует классификация по дисграфии разработанной Лалаевой Р. Е. Она выделяет следующие виды дисграфии: - Оптическая дисграфия , - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; - аграмматическая, - - акустическая дисграфия;- - артикуляционно-фонематическая дисграфия - на почве расстройств устной речи, или "косноязычие в письме". Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит. Она проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропусками в устной речи. В основе артикуляционно - фонематической дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребенком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим, например, ребенок говорит "сапка" вместо "шапка". овладение правильным произношением всех звуков речи до начала обучения грамоте важно по следующей причине. В начальный период овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой состав. Однако если ребенок произносит звуки неправильно (особенно если он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает. Ребенок в этих случаях пишет так, как говорит, то есть "косноязычие" из его устной речи переходит и на письмо - возникает артикуляционно - фонематическая дисграфия. Одна из главных задач логопеда - правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. Письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Во 2 главе описана организация проведения констатирующего эксперимента и анализ результатов обследования устной и письменной речи. При анализе письменных работ детей была отмечено, что для разных обучающихся было характерно сочетание тех или иных видов специфических ошибок, т.е, пропуски, замены и смешения, что подтверждает необходимость устранять все недостатки произношения, ставить и деффиренцировать все группы звуков, развивать фонематический слух. По характеру образования ошибок дисграфии проявляется вид артикуляционно-фонематическая дисграфии. Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференцацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающие те или иные звуки. Существуют общие направления логопедического воздействия со всеми учащимися: коррекция нарушений речевого развития, формирование некоторых языковых умений и навыков, а также важно- формирование произвольной регуляции деятельности, произвольного внимания, развития слухового и зрительного восприятия, слухоречевой памяти, обучение отдельным приемам осмысленного запоминания материала. Выявления в результате констатирующего эксперимента особенности нарушений письменной речи позволили выделить коррекцию нарушений речевого развития обучающихся вторых классов общеобразовательной школы как важное направление коррекции дисграфии. Коррекционная работа была сделана по плану работы по преодолению артикуляционно-фонематической дисграфии. В 3 главе рассмотрены принципы и методы, направления и этапы коррекционной работы по устранению дисграфии у детей. А также описываются результаты проведенной логопедической работы. Работа строилась с учетом всех основных принципов. Основными задачами логопедической работы по коррекции с артикуляционно - фонематической формой дисграфии обучающихся младших классов: 1. развитие фонематического восприятия 2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. 3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а так же на тактильные и кинестетические ощущения. 4. Выделение определенных звуков на уровне слогов, слова, словосочетания, предложения и текста. 5. Определение положения звука по отношению к другим. Способность планировать действия и произвольно выполнять формируется в младшем школьном возрасте в процессе обучения. Учебная деятельность становится ведущей, перестраиваются все психические процессы, и в центре сознания ребенка выдвигается мышление, которое начинает определять другие психические функции [Л. Выготский]. Это в свою очередь, ведет к развитию произвольности процессов и формированию способности к внутреннему планированию и контролю. [Т. Ахутина, Н. Пылаева] Таким образом, дети в экспериментальной группе показали более высокий результат, чем участники контрольной группы. Основное различие между экспериментальной и контрольной группы заключалось в том, что участники экспериментальной группы в среднем нашли и исправили большее количество ошибок, чем в контрольной группе. Пропуски букв и замены букв в диктанте встречались лишь в единичных случаях, что возможно, связано с трудностями удержания последовательности ряда слов в слухоречевой памяти.
Ключевые слова: КОРРЕКЦИЯ ПИСЬМА
2 КЛАСС
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/11105
Условия доступа: info:eu-repo/semantics/openAccess
Источники: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Институт: Институт специального образования
Кафедра: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Располагается в коллекциях:Выпускные квалификационные работы

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
Kuzminykh.jpg1 MBJPEGЭскиз
Просмотреть/Открыть
Kuzminykh.pdf4,31 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.