Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13492
Название: Онейрический текст в малой прозе И. С. Тургенева и В. О. Пелевина
Другие названия: Oneiric Text in I. S. Turgenev’s and V. O. Pelevin’s Short Prose
Авторы: Маркова, Т. Н.
Markova, T. N.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Маркова Т. Н. Онейрический текст в малой прозе И. С. Тургенева и В. О. Пелевина / Т. Н. Маркова // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 106-114.
Аннотация: Based on the material of short prose by I. S. Turgenev (“The Dream”, “The Song of Triumphant Love”, “Klara Milich”) and V. O. Pelevin (“Go to Sleep”, “The Blue Lantern”, “The Contemplator of the Shadow”), the article deals with the problem of transformation of conception and the ways of implementation of dream states. It also analyzes the change in the function of sleep and dreams in classical and post-classical literature. In classical literature, oneiric text is defined as a verbal presentation of a dream of a character or the author in a work of fiction. In mystery short stories and novellas by Turgenev, we are dealing with the verbal recreation of sleep as a borderline state of the character, as an experience of a different kind of existence, and as a way of immersion in the irrational region of the human psyche. Turgenev’s oneiropoetics and science fiction are aimed at discovering the unknown in the human psyche and are associated with the eternal problems of love and death, search for the truth, and the achievement of integrity of the artistic-philosophical world. In the postmodern era, dreams become one of the most common ways of text constructing and serve to convey the idea of total virtualization of reality. The modern author does not set the task to describe dreams; they create a text according to the logic of the dream. Meanwhile, the same eternal questions as in classical literature are subject to artistic reflection in Pelevin’s stories: the truth and lies, the good and the evil, the search for the meaning of life, freedom, and belief in God. The dialogue between the postmodern writer and the classic is based on the idea of inseparability of the sensuous and the supersensuous, the contradictions between which can be removed in an act of artistic study of the secrets of the human psyche. The writer of the epoch-making era speaks with contemporaries about the human consciousness that has fallen into the trap, because there are no practical methods for “lifting the shackles of the mind”, but the chances for transcendence and self-realization in consciousness-created worlds still remain. Pelevin’s dreams often become a manifestation of esoteric consciousness and mystical revelation.
На материале малой прозы И. С. Тургенева («Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич») и В. О. Пелевина («Спи», «Синий фонарь», «Созерцатель тени») рассматривается проблема трансформации концепции и способов воплощения сновидческих состояний, анализируются изменения функции сна и сновидений в классической и постклассической литературе. В классической литературе под онейрическим текстом понимается словесное изложение сновидения персонажей или автора в художественном произведении. В таинственных рассказах и повестях И. С. Тургенева мы имеем дело с вербальным воссозданием сна как пограничного состояния героя, прикосновения к инобытию, как способа погружения в иррациональную область человеческой психики. Онейропоэтика и фантастика в поздних произведениях Тургенева направлены на открытие непознанного в человеческой психике и связаны с вечными проблемами любви и смерти, поиском истины, обретением целостности художественно-философского мира. В эпоху постмодерна сны становятся одним из наиболее распространенных способов конструирования текста и служат передаче представления о тотальной виртуализации реальности. Современный автор не ставит задачу описывать сны, он создает текст по логике сна. Между тем художественной рефлексии в рассказах Пелевина подвергаются те же вечные вопросы, что и в классической литературе: истина и ложь, добро и зло, поиск смысла жизни, свобода и вера. Диалог писателя-постмодерниста с классиком строится на понимании нераздельности чувственного и сверхчувственного, противоречия между которыми могут быть сняты в акте художественного исследования тайн человеческой психики. Писатель рубежной эпохи говорит с современниками о человеческом сознании, попавшем в ловушку, потому что практических методов «снятия оков разума» не существует, но остается способность к трансценденции, к самореализации в творимых сознанием мирах. Сновидения у В. О. Пелевина зачастую становятся формой проявления эзотерического сознания и мистического откровения.
Ключевые слова: ТУРГЕНЕВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ
ПЕЛЕВИН ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ
СОН (ПОВЕСТЬ)
ПЕСНЬ ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ ЛЮБВИ (ПОВЕСТЬ)
СОЗЕРЦАТЕЛЬ ТЕНИ (ПОВЕСТЬ)
СПИ (РАССКАЗ)
СИНИЙ ФОНАРЬ (РАССКАЗ)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В.
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПОВЕСТИ
РАССКАЗЫ
МАЛАЯ ПРОЗА
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ
ОНЕЙРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
СНОВИДЕНИЯ
СНЫ
СНОВИДЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ
ПОГРАНИЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ
ОНЕЙРОПОЭТИКА
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
ONEIRIC TEXTS
DREAMS
SHORT STORIES
SHORT PROSE
RUSSIAN WRITERS
LITERARY CREATIVE ACTIVITY
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13492
DOI: 10.26170/fk20-01-10
WoS: 000564193500010
Источники: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Располагается в коллекциях:Филологический класс

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
fkls-2020-01-10.pdf239,06 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.