Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13501
Название: Современная проза на уроках литературы и в самостоятельном чтении старшеклассников
Другие названия: Modern Prose at Literature Lessons and in Independent Reading of Senior Secondary School Students
Авторы: Кучина, Т. Г.
Kuchina, T. G.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Кучина Т. Г. Современная проза на уроках литературы и в самостоятельном чтении старшеклассников / Т. Г. Кучина // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 195-202.
Аннотация: The article deals with an actively debated issue of the role and place of modern literature in the reading activity of a senior secondary school student. Should we include it in the school curriculum, or should it be an extracurricular activity performed by students in their free time? If we choose to study it in classroom, how can we include works of modern authors in the real school curriculum? The analysis of research works devoted to the formation of the reading scope of senior schoolchildren shows that, on the one hand, modern teenagers display inadequate knowledge of contemporary literature and poor ability to orient in this realm, and, on the other hand, they express a desire to go beyond the school course of literature (Russian classics) and to read books written by contemporary authors. The need for high quality contemporary literature comes from intelligent and creatively thinking schoolchildren, and the teacher is to meet these demands. Short prose by contemporary authors suitable for senior secondary school students can be suggested for home reading and classroom study. The article outlines possible scenarios of discussion of short stories by D. Novikov (“A Fly in Amber” and “The Truth of the Water”), E. Vodolazkin (“A Completely Different Time”), and M. Shishkin (“The Rumbling Ceased…”). These short stories are accessible to teenagers as the narration focuses on the characters’ (or author’s) childhood or youth. The works of these authors are written in the traditions of the Russian classics (the article gives a detailed description of Bunin’s themes and motives in the prose by Novikov and Vodolazkin and Pasternak’s pretexts in the short story by Shishkin) – and this makes it possible to discuss the syllabus literary material to demonstrate various multilevel relations between texts of different epochs and to bridge the gap between “classics” and “contemporaries” in the minds of senior secondary school students.
Статья обращена к рассмотрению активно обсуждающихся в профессиональном учительском сообществе вопросов: какое место в круге чтения современного школьника занимает современная литература? Нужно ли ее изучать на уроках или она должна оставаться досуговым чтением? Если нужно, то как включить произведения современных авторов в реальный учебный процесс? Анализ исследований, посвященных формированию круга чтения старшеклассников, показывает, с одной стороны, недостаточно хорошее знание школьниками современной литературы, не очень уверенную ориентацию в сегодняшнем литературном пространстве, а с другой стороны, их активное стремление выходить за пределы программного изучения литературы и не ограничиваться только хрестоматийными текстами. Запрос от умных, хорошо подготовленных и творчески мыслящих старшеклассников на качественную современную литературу есть, и учителю необходимо на этот запрос ответить. Для рассмотрения на уроках или для домашнего чтения можно предложить короткую прозу современных авторов, которая доступна для восприятия старшеклассников. В статье показаны возможные пути обсуждения рассказов Дмитрия Новикова («Муха в янтаре» и «Правда воды»), Евгения Водолазкина («Совсем другое время») и Михаила Шишкина («Гул затих…»). Произведения этих авторов наследуют классике (подробно рассматриваются бунинские мотивы и элементы поэтики в прозе Д. Новикова и Е. Водолазкина, пастернаковские претексты в рассказе М. Шишкина) – и это позволяет актуализировать в обсуждении программный литературный материал, показать разнообразные и многоплановые связи текстов разных эпох и снять противопоставленность в сознании старшеклассников «классиков» и «современников».
Ключевые слова: НОВИКОВ ДМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ
ШИШКИН МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ
ВОДОЛАЗКИН ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ
МУХА В ЯНТАРЕ (РАССКАЗ)
ПРАВДА ВОДЫ (РАССКАЗ)
СОВСЕМ ДРУГОЕ ВРЕМЯ (РАССКАЗ)
ГУЛ ЗАТИХ… (РАССКАЗ)
ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
МАЛАЯ ПРОЗА
РАССКАЗЫ
ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКИ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КРУГ ЧТЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ
MODERN LITERATURE
METHODS OF TEACHING LITERATURE AT SCHOOL
METHODS OF TEACHING LITERATURE
SCOPE OF READING
SENIOR SCHOOLCHILDREN
PREPARATION FOR EXAMS
RUSSIAN LITERATURE
RUSSIAN WRITERS
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13501
DOI: 10.26170/fk20-01-19
WoS: 000564193500019
Источники: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Располагается в коллекциях:Филологический класс

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
fkls-2020-01-19.pdf247,49 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.