Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13506
Title: Поэтика версификационного строя сказок Р. А. Кудашевой
Other Titles: Poetics of the Versification System of R. A. Kudasheva’s Fairy-Tales
Authors: Ляпина, Л. Е.
Хомякова, А. А.
Liapina, L. E.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Ляпина Л. Е. Поэтика версификационного строя сказок Р. А. Кудашевой / Л. Е. Ляпина, А. А. Хомякова // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 30-40.
Abstract: Предметом изучения в статье является стиховая специфика поэтического творчества Р. А. Кудашевой, рассмотренная на материале ее 12 сказок для детей начала ХХ века. Цель анализа состоит в выяснении предпочтительности и художественной функциональности использованных автором метрико-ритмических, фонических и строфических форм, чтобы дать представление о содержательно-эстетической позиции Кудашевой и месте ее неизученного наследия в истории литературы. Проведенное на основе сравнительно-исторического подхода исследование опирается на концепции, методики и результаты современного стиховедения, прежде всего М. Л. Гаспарова и его школы. Полученные выводы составляют ряд функционально значимых особенностей стиховой поэтики Кудашевой: 1) повышенное внимание к ритмизации поэтических текстов в традиционных, наиболее доступных детскому восприятию формах (в использовании классических силлабо-тонических размеров при выраженном многообразии их метрико-ритмических модификаций; в обращении только к рифмованному стиху, с включением достаточных и преимущественно точных рифм, – на фоне чего единичные консонансы и холостые строки выполняют роль перебоев, несущих сюжетно-композиционную функцию; в предпочтении строфических форм нестрофическим или промежуточным); 2) выбор стихотворного размера произведения с определенной системой окончаний в опоре на утвердившиеся к концу XIX века в русской поэзии традиции семантизации метрико-ритмических форм – и творческой их реализации в сюжетах сказок; 3) сопряжение и интеграция отечественных и западноевропейских поэтических традиций в процессе жанрообразования. Выделенные тенденции носят целенаправленный характер, выражающий авторскую позицию Кудашевой: поддержать и развить важнейшую для нее идею гармонии, проявляющуюся в сюжетах ее сказок, также через систему стиховых форм. Результаты исследования, проведенного в настоящей статье, могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, связанной с изучением становления и развития детской литературы.
The article deals with the verse specificity of R. A. Kudasheva’s poetic works, considered on the material of her 12 fairy-tales for children of the early 20th century. The analysis aims to clarify the preference and artistic functionality of the metrical-rhythmic, phonic and strophic forms used by the author in order to give an idea about the content-aesthetic position of Kudasheva and about the place of her unexplored heritage in the history of literature. Conducted on the basis of the comparative-historical approach, this research focuses on the concepts, methods and results of the modern studies of verse, especially those of M. L. Gasparov and his school. The conclusions obtained present a number of functionally significant features of Kudasheva’s poetics: 1) increased attention to the rhythmization of poetic texts in traditional forms, most suitable for children’s perception (in the use of classical syllabo-tonic meters with a pronounced variety of their metrical-rhythmic modifications; in addressing only rhymed verse, including sufficient and mostly accurate rhymes, – against which single consonances and blank lines perform the role of interruptions, carrying a plot-organizing composition function; in the preference for stanzas); 2) the choice of the verse meter of the poem with a certain system of endings typical of the late 19th century Russian poetry tradition of semantization of metrical and rhythmic forms – and their creative implementation in the plots of fairy-tales; 3) agreement and integration of Russian and Western European poetic traditions in the process of genre formation. The abovementioned trends are purposive in nature and express Kudasheva’s authored position: to support and develop her most important idea of harmony formulated not only in the plots of her fairy-tales but also through a system of verse forms. The results of the study conducted in this article can be used in research and teaching activities related to the study of the formation and development of children’s literature.
Keywords: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПОЭТИКА СКАЗОК
СКАЗКИ
СТИХОВЕДЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
CHILDREN’S LITERATURE
POETICS OF FAIRY TALES
FAIRY TALES
VERSIFICATION
LITERARY TRADITIONS
CHILDREN’S WOMEN-WRITERS
POETIC CREATIVE ACTIVITY
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13506
DOI: 10.26170/fk20-01-03
Origin: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Appears in Collections:Филологический класс

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fkls-2020-01-03.pdf253,32 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.