Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13506
Название: Поэтика версификационного строя сказок Р. А. Кудашевой
Другие названия: Poetics of the Versification System of R. A. Kudasheva’s Fairy-Tales
Авторы: Ляпина, Л. Е.
Хомякова, А. А.
Liapina, L. E.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Ляпина Л. Е. Поэтика версификационного строя сказок Р. А. Кудашевой / Л. Е. Ляпина, А. А. Хомякова // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 30-40.
Аннотация: The article deals with the verse specificity of R. A. Kudasheva’s poetic works, considered on the material of her 12 fairy-tales for children of the early 20th century. The analysis aims to clarify the preference and artistic functionality of the metrical-rhythmic, phonic and strophic forms used by the author in order to give an idea about the content-aesthetic position of Kudasheva and about the place of her unexplored heritage in the history of literature. Conducted on the basis of the comparative-historical approach, this research focuses on the concepts, methods and results of the modern studies of verse, especially those of M. L. Gasparov and his school. The conclusions obtained present a number of functionally significant features of Kudasheva’s poetics: 1) increased attention to the rhythmization of poetic texts in traditional forms, most suitable for children’s perception (in the use of classical syllabo-tonic meters with a pronounced variety of their metrical-rhythmic modifications; in addressing only rhymed verse, including sufficient and mostly accurate rhymes, – against which single consonances and blank lines perform the role of interruptions, carrying a plot-organizing composition function; in the preference for stanzas); 2) the choice of the verse meter of the poem with a certain system of endings typical of the late 19th century Russian poetry tradition of semantization of metrical and rhythmic forms – and their creative implementation in the plots of fairy-tales; 3) agreement and integration of Russian and Western European poetic traditions in the process of genre formation. The abovementioned trends are purposive in nature and express Kudasheva’s authored position: to support and develop her most important idea of harmony formulated not only in the plots of her fairy-tales but also through a system of verse forms. The results of the study conducted in this article can be used in research and teaching activities related to the study of the formation and development of children’s literature.
Предметом изучения в статье является стиховая специфика поэтического творчества Р. А. Кудашевой, рассмотренная на материале ее 12 сказок для детей начала ХХ века. Цель анализа состоит в выяснении предпочтительности и художественной функциональности использованных автором метрико-ритмических, фонических и строфических форм, чтобы дать представление о содержательно-эстетической позиции Кудашевой и месте ее неизученного наследия в истории литературы. Проведенное на основе сравнительно-исторического подхода исследование опирается на концепции, методики и результаты современного стиховедения, прежде всего М. Л. Гаспарова и его школы. Полученные выводы составляют ряд функционально значимых особенностей стиховой поэтики Кудашевой: 1) повышенное внимание к ритмизации поэтических текстов в традиционных, наиболее доступных детскому восприятию формах (в использовании классических силлабо-тонических размеров при выраженном многообразии их метрико-ритмических модификаций; в обращении только к рифмованному стиху, с включением достаточных и преимущественно точных рифм, – на фоне чего единичные консонансы и холостые строки выполняют роль перебоев, несущих сюжетно-композиционную функцию; в предпочтении строфических форм нестрофическим или промежуточным); 2) выбор стихотворного размера произведения с определенной системой окончаний в опоре на утвердившиеся к концу XIX века в русской поэзии традиции семантизации метрико-ритмических форм – и творческой их реализации в сюжетах сказок; 3) сопряжение и интеграция отечественных и западноевропейских поэтических традиций в процессе жанрообразования. Выделенные тенденции носят целенаправленный характер, выражающий авторскую позицию Кудашевой: поддержать и развить важнейшую для нее идею гармонии, проявляющуюся в сюжетах ее сказок, также через систему стиховых форм. Результаты исследования, проведенного в настоящей статье, могут быть использованы в научно-исследовательской и преподавательской деятельности, связанной с изучением становления и развития детской литературы.
Ключевые слова: КУДАШЕВА РАИСА АДАМОВНА
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
РУССКИЕ ПОЭТЕССЫ
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ДЕТСКИЕ ПОЭТЕССЫ
СКАЗКИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ПОЭТИКА СКАЗОК
СТИХОВЕДЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ
ПОЭТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ
ВЕРСИФИКАЦИОННЫЙ СТРОЙ
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
POETICS OF FAIRY TALES
FAIRY TALES
VERSIFICATION
LITERARY TRADITIONS
CHILDREN'SWOMEN-WRITERS
POETIC CREATIVE ACTIVITY
CHILDREN'S LITERATURE
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13506
DOI: 10.26170/fk20-01-03
WoS: 000564193500003
Источники: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Располагается в коллекциях:Филологический класс

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
fkls-2020-01-03.pdf253,32 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.