Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13509
Title: Типология пользователей социальных сетей в метафорическом зеркале российских масс-медиа
Other Titles: Typology of Social Network Users of in the Metaphorical Mirror of the Russian Mass-Media
Authors: Кондратьева, О. Н.
Kondratyevа, O. N.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Кондратьева О. Н. Типология пользователей социальных сетей в метафорическом зеркале российских масс-медиа / О. Н. Кондратьева // Филологический класс. — 2020. — Т. 25, № 1. — С. 62-72.
Abstract: Classification and portrayal of social network users is one of the most topical issues of Internet linguistics. The present article solves the given problem by means of analysis of metaphorical nominations of virtual communication participants that allows characterizing the features of their behavior in social networks and revealing the behavioral characteristics regularly found in the focus of attention of national mass-media. To analyze the material under study, the author uses the procedure of metaphorical modelling presupposing identification of areas-sources of metaphorical expansion used in the Russian mass-media to characterize social network users, discovery of the reasons of metaphorical transfer of meanings, and explication of existing evaluations. The method also employs content-analysis used to calculate the frequency of the metaphorical models revealed. The metaphors which circulate in the Russian mass-media allow creating a typology of users of social networks, in which the following groups can be singled out: 1) experienced users, who freely navigate social networks and feel at ease (surfers, residents) and inept users, hardly finding the necessary network information (lost travelers); 2) young (natives) and senior users (immigrants); 3) creative, able to build up new content (spiders), and passive consumers of another person’s content (flies); 4) virtual aggressors (spiders) and their victims (flies), as well as those susceptible to manipulation (hamsters). The presented typology is based on the conceptual oppositions “activity – passivity”, “creativity – propensity to imitate”, “competence – incompetence”, “youth – maturity”, and “aggressor – victim”. The most frequent metaphors go back to English sources and are random occurrences of the metaphorical models used by mass-media to interpret the phenomenon of social networks. Specifically, the metaphors of network “spiders” and “flies” are caused by the existence of the metaphorical model “SOCIAL NETWORKS IS A WEB”, the metaphors of “tenants” go back to the metaphorical model “SOCIAL NETWORKS IS A HOUSE”, and the metaphors of surfers emerge as a result of expansion of the metaphorical model “SOCIAL NETWORK IS AN OCEAN”. The majority of the metaphors describing social network users in mass-media have negative connotations, which can be attributed to the situation of potential conflict risk in social networks, high incidence of users’ retreat from reality and dependence on social networking sites (social media addiction).
Одной из наиболее актуальных задач интернет-лингвистики является классификация и портретизация пользователей социальных сетей. В предлагаемой статье данная задача решается посредством анализа метафорических номинаций участников виртуальной коммуникации, что позволяет охарактеризовать особенности их поведения в социальных сетях и выявить поведенческие характеристики, регулярно оказывающиеся в фокусе внимания национальных масс-медиа. Для анализа материала использовалась методика метафорического моделирования, предполагающая вычленение сфер-источников метафорической экспансии, используемых в российских масс-медиа для характеристики пользователей социальных сетей, установление оснований метафорического переноса и экспликацию существующих оценок. Также использовался контент-анализ, позволяющий определить частотность выявленных метафорических моделей. Используемые масс-медиа метафоры позволили создать типологию пользователей социальных сетей, в которой выделяются 1) опытные пользователи, свободно ориентирующиеся в социальных сетях и ощущающие себя в них как дома (серферы, жители) и неумелые пользователи, с трудом находящие в сети нужную информацию (заблудившиеся путники), 2) молодые (аборигены) и возрастные (иммигранты); 3) креативные, создающие новый контент (пауки), и пассивные потребители чужого контента (мухи); 4) виртуальные агрессоры (пауки) и их жертвы (мухи), а также легко поддающиеся манипуляции пользователи (хомячки). Представленная типология основывается на концептуальных оппозициях «активность – пассивность», «креативность – копиальность», «компетентность – некомпетентность», «молодость – зрелость», «агрессор – жертва». Наиболее частотные метафоры восходят к английским источникам и являются частными проявлениями метафорических моделей, используемых масс-медиа для интерпретации феномена социальных сетей. В частности, метафоры сетевых «пауков» и «мух» обусловлены существованием метафорической модели «социальные сети – это паутина», метафоры «жильцов» восходят к метафорической модели «социальные сети – это дом», а метафоры серфингистов – результат развертывания метафорической модели «социальные сети – это океан». Большинство метафор, характеризующих в СМИ пользователей социальных сетей, негативно оценочны, что обусловлено нарастанием конфликтности в социальных сетях, частыми случаями ухода пользователей от реальности и зависимостью от социальных сетей.
Keywords: ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
РОССИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ИНТЕРНЕТ
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС
ИНТЕРНЕТ-ТЕКСТЫ
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
МЕДИАЛИНГВИСТИКА
МЕДИАДИСКУРС
МЕДИАТЕКСТЫ
ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ НОМИНАЦИИ
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
ТИПЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ
ИНТЕРНЕТ-ПОВЕДЕНИЕ
ТИПОЛОГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
СМИ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
РОССИЙСКИЕ СМИ
CONCEPTUAL METAPHORS
METAPHORICAL MODELS
METAPHORICAL MODELING
MEDIA LINGUISTICS
MEDIA DISCOURSE
MEDIA TEXTS
SOCIAL NETWORKS
INTERNET DISCOURSE
SOCIAL NETWORKS USERS
RUSSIAN LANGUAGE
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13509
DOI: 10.26170/fk20-01-06
WoS: 000564193500006
Origin: Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1
Appears in Collections:Филологический класс

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fkls-2020-01-06.pdf294,38 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.