Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13530
Название: Метафоризация пространства в научном тексте
Другие названия: Metaphorization of space in a scientific text
Авторы: Михайлова, О. А.
Михайлова, Ю. Н.
Mikhailova, O. A.
Mikhajlova, Yu. N.
Дата публикации: 2020
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Михайлова О. А. Метафоризация пространства в научном тексте / О. А. Михайлова, Ю. Н. Михайлова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. — 2020. — № 2. — С. 282-290.
Аннотация: The metaphorical sections of the Russian sub-systems and typical models of the semantic derivation in the scientific text are analysed. The scientific metaphor is viewed as an epistemic phenomenon. The cognitive approach lets comprehend the semantic of the space as a language embodiment of the world model which exists in the Russian speakers’ consciousness and expressed by a system of metaphorical nominations. The two concepts of space are introduced on the basis of which the semantic classes “space-container” and “space-construction” are singled out. These classes include several groups which are characterised by the difference of the space relations in the initial meaning and the created metaphorical images. The author analyses the lexical units which are regularly employed for the metaphorical formation of terms. The space meaning of these lexical units becomes the motivation ground for the nomination of the non-space sphere phenomena. The role of the metaphorical transfer axiological components is shown. This role is determined by the reinterpretation of the objects’ spatial characteristics.
В статье анализируются метафорические участки русских терминосистем и типовые модели семантической деривации в научном тексте. Научная метафора рассматривается как гносеологический феномен. Когнитивный подход позволяет осмыслить семантику пространства как языковое воплощение модели мира, существующую в сознании носителей русского языка и выраженную системой метафорических номинаций. Представлены две концепции пространства, на основе которых выделены семантические классы «пространство-вместилище» и «пространство-конструкт», включающие ряд групп, характеризующихся различиями пространственных отношений в исходном значении и создаваемых метафорических образах. Проанализированы регулярно задействованные в процессах метафорического терминообразования лексические единицы, пространственное значение которых становится мотивационной основой для номинации явлений непространственной сферы. Показана роль аксиологических компонентов метафорического переноса, обусловленного переосмыслением пространственных характеристик объектов.
Ключевые слова: НАУЧНЫЙ ТЕКСТ
ПРОСТРАНСТВО
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДЕРИВАЦИЯ
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ТЕРМИН
SCIENTIFIC TEXT
SPACE
CONCEPTUAL METAPHOR
SEMANTIC DERIVATION
METAPHORICAL TERM
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13530
DOI: 10.26170/ufv20-02-25
Источники: Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2020. № 2
Располагается в коллекциях:Уральский филологический вестник

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
ufvlk-2020-02-25.pdf505,83 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.