Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15331
Title: Звукосимволическое слово в аспекте его порождения и восприятия
Other Titles: The sound-symbolic word in the aspect of its generation and perception Annotation
Authors: Ваулина, И. А.
Vaulina, I.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Ваулина И. А. Звукосимволическое слово в аспекте его порождения и восприятия / И. А. Ваулина // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. — 2018. — № 2 (27). — С. 88-101.
Abstract: Объектом рассмотрения в данной статье является феномен звукового символизма как устойчивой ассоциативной взаимосвязи между звучанием и значением лексемы. Звукосимволическое слово характеризуется с точки зрения его порождения и восприятия. Цель исследования - во-первых, экспериментально верифицировать взаимосвязь между определенным признаковым впечатлением об объектах и акустико-артикуляционными свойствами звуков, во-вторых, установить, какие именно коннотативные значения звуков и звукокомплексов актуальны непосредственно в момент называния объекта. Разработанная экспериментальная процедура включает в себя несколько этапов: конструирование окказиональных номинаций, отражающих звуковое представление респондентов о предложенных означаемых; эксперимент с применением в качестве стимульного материала реакций, данных на первом этапе исследования. Первый эксперимент позволил выявить комплекс акустико-артикуляционных средств, актуальных для испытуемых непосредственно в момент звукоизобразительной номинации. На втором этапе с применением метода прямого толкования и методики завершения (дополнения) высказывания выявлены особенности восприятия окказионализмов, созданных первой группой испытуемых; обозначены ведущие стратегии семантизации фоносемантов носителями языка. Установлено, что звукосимволическая выразительность стимульного слова способна задавать эмоционально-оценочный вектор ассоциирования.
The object of the research is the phenomenon of sound symbolism as a stable associative relationship between the sound and meaning of the lexeme. The sound symbolical word is viewed from the point of view of its generation and perception. The purpose of the study is, first, to verify the interconnection between a certain characteristic impression of objects and the acoustic-articulatory properties of sounds, and second, to establish which connotative meanings of sounds and sound systems are relevant at the time of the naming. In accordance with the purpose, an experimental procedure has been developed that includes several stages: the construction of occasional nominations by respondents, reflecting their sound representation of the proposed signatures; experiment with application of the reactions given at the first stage of the study as a stimulus material. The first experiment has made it possible to reveal a set of acoustical-articulatory means that are relevant to the subjects directly at the time of the acoustic-notation nomination. At the second stage, using the method of direct interpretation and the method of completing (adding) a statement, the features of perception of occasionalisms created by the first group of subjects have been revealed; the leading strategies for phonosemant semantification by native speakers have been indicated. It has been established that the sound-symbolic expressiveness of the stimulus word is capable of setting an emotionally-valued association vector.
Keywords: ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ
АССОЦИАТИВНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
ФОНОСЕМАНТИКА
ЗВУКОСИМВОЛИЧЕСКИЕ СЛОВА
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
PHONOSEMANTICS
SOUND-SYMBOLIC WORD
LANGUAGE CONSCIOUSNESS
PSYCHOLINGUISTIC EXPERIMENT
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15331
Origin: Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2 (27)
Appears in Collections:Уральский филологический вестник

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
ufv-2018-02-09.pdf607,66 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.