Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15724
Title: Художественный текст в учебниках русского языка для начальной школы
Other Titles: Art text in textbooks of Russian language for the elementary school
Authors: Тарасова, И. А.
Tarasova, I. A.
Issue Date: 2018
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Тарасова И. А. Художественный текст в учебниках русского языка для начальной школы / И. А. Тарасова // Филологическое образование в период детства : ежегодник. — 2018. — № 25. — С. 89-98.
Abstract: В статье рассматривается состав и функции художественных текстов в учебниках русского языка для начальной школы. Обсуждаются типы заданий, предлагаемых к художественным текстам, их направленность на раскрытие основных текстовых категорий: связности, целостности, членимости и завершенности. Особое место уделяется практике "педагогической цензуры" - не просто сокращению, но и искажению художественных текстов, предлагаемых в качестве дидактического материала. Автор статьи полагает, что подобные операции с оригинальным текстом воспитывают филологически некомпетентных читателей, что прямо противоречит задачам предметов филологического цикла в начальной школе. Произвольная замена авторского слова приводит к деформации замысла, нарушению целостности текста, стиранию специфики художественной речи, поэтому такая замена не может быть оправдана никакими методическими соображениями.
The article deals with the composition and functions of artistic texts in Russian textbooks for primary schools. The types of assignments proposed for artistic texts, their focus on the disclosure of the main text categories: connectivity, integrity, sharing and completeness are discussed. A special place is given to the practice of "pedagogical censorship" -not just a reduction, but also a distortion of artistic texts offered as didactic material. The author of the article believes that such operations with the original text bring up philologically incompetent readers, which directly contradicts the tasks of the subjects of the philological cycle in the primary school. An arbitrary replacement of the author's word leads to a deformation of the intention, a violation of the integrity of the text, the erasure of the specificity of artistic speech, and therefore such a substitution can not be justified by any methodological considerations.
Keywords: ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УЧЕБНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА
ИСКАЖЕНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕНЗУРА
ARTISTIC TEXT
INITIAL LANGUAGE EDUCATION
PEDAGOGICAL CENSORSHIP
ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15724
Origin: Филологическое образование в период детства. 2018. № 25
Appears in Collections:Филологическое образование в период детства

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fopd-2018-25-13.pdf659,17 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.