Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16011
Название: Музыкальная структура прозаического текста: на материале повести В. Астафьева "Пастух и пастушка"
Другие названия: Musical Structure of Prosaic Text
Авторы: Оляндэр, Л. К.
Oliander, L. K.
Дата публикации: 2016
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Оляндэр Л. К. Музыкальная структура прозаического текста : на материале повести В. Астафьева "Пастух и пастушка" / Л. К. Оляндэр // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. — 2016. — № 3. — С. 201-215.
Аннотация: В статье сопоставляются мелодики и ритмики повести В. Астафьева "Пастух и пастушка" и узловых фрагментов романа Л. Толстого "Воскресение". Устанавливается перекличка таких стержневых мотивов, как необоримость любви и процесс обновления жизни, сосредоточено внимание на торжестве духовного человека над его бесчеловечным двойником. Опорой для избранных подходов к анализу мелодической основы повести В. Астафьева "Пастух и пастушка" и отдельных картин весны в романе Л. Толстого "Воскресение" служат методологические принципы С. Бураго. Ритмико-мелодический уровень астафьевской повести представлен как важнейший элемент ее структуры. Доказывается, что ее формо- и смыслообразующая функции крайне важны для раскрытия писательского замысла, понимания целостности произведения. Раскрывается специфика кольцевой, обрамляющей композиции. Анализируются звуковая организация текста как способ воплощения конфликта уже на уровне Обрамления. Доказывается, что рядоположение названия повести ("Пастух и пастушка") с ее жанровым уточнением (Современная пастораль) вносит в ожидание реципиента предчувствие беды. Введение фрагмента из оперы "Пиковая Дама" явилось своеобразной формой признания в искренности, взаимопонимании и чистоты любви. Установлено, что созвучие между пасторальными тональностями в повести В. Астафьева "Пастух и пастушка" и опере П. Чайковского "Пиковая дама" уподоблены тому гармоническому созвучию, которое характеризует внутренние структурные соотношения в произведении композитора. Сопоставленный гуманистический пафос В. Астафьева с пафосом Л. Толстого вселяет веру в победу добра над злом, Жизни над Смертью: в затекстовом уровне астафьевской повести победно звучит: "И смертью смерть поправ".
Melodics and rhythms of V. Astafyev's novel "Shepherd and Shepherdess" (Pastukh i pastushka) with key fragments from the novel by Lev Tolstoy "Resurrection" (Voskresenie) compared. Article focused on rollcalls of such core motives as invincible love and the process of life renewal, as well as the triumph of spiritual man over his unhuman doppelgänger. Approaches to the analysis of the melodic basics of V. Astafyev's novel "Shepherd and Shepherdess" and individual paintings of spring in Tolstoy's novel "Resurrection" based on the methodological principles of S. Burago. Rhythmic and melodic level of Astafyev's novel is presented as an essential element of its structure. It is proved that it's both form and semantic generatrix features are extremely important for the disclosure of the writer's intent, product integrity. The specificity of the ring framing of composition reveals. The sound organization of the text as a way of conflict realization already at framing level analyzed. It is proved that the title of the novel "Shepherd and Shepherdess" with its genre specification (modern pastoral) brings a premonition of disaster into recipient waiting. The introduction of a fragment from the opera "The Queen of Spades" (Pikovaya dama) was a unique form of recognition of the sincerity, understanding and purity of love. It was found that the harmony between the pastoral tonalities in V. Astafyev's novel "Shepherd and Shepherdess" and the opera by P. Tchaikovsky "The Queen of Spades" are likened to a harmonic consonance, which characterizes the internal structural relations in the work of composer. Humanistic pathos of V. Astafyev matched with the pathos of Tolstoy, inspires faith in the victory of good over evil, life over death: in transtextual level of Astafyev's novel sounds triumphantly: "Trampling down death by death".
Ключевые слова: АСТАФЬЕВ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828-1910)
ПАСТУХ И ПАСТУШКА (ПОВЕСТЬ)
ВОСКРЕСЕНЬЕ (РОМАН)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
АЛЛИТЕРАЦИИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
КОЛЬЦЕВЫЕ КОМПОЗИЦИИ
МЕТАМОРФОЗЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МОТИВЫ
НАРРАТИВ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ
ALLITERATION
ASSOCIATION
CIRCLE COMPOSITION
METAMORPHOSIS
MOTIVE
NARRATIVE
COMMUNICATIONS
ПОВЕСТИ
РОМАНЫ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16011
Источники: Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2016. № 3
Располагается в коллекциях:Уральский филологический вестник

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
ufv-2016-03-18.pdf624,72 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.