Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16015
Название: "Что не нравится - я просто отменяю": остранения Д. А. Пригова
Другие названия: "If it doesn't like me I cancel it": defamiliarization as the artistic technique of D. A. Prigov
Авторы: Подлубнова, Ю. С.
Podlubnova, Y. S.
Дата публикации: 2016
Издатель: Уральский государственный педагогический университет
Библиографическое описание: Подлубнова Ю. С. "Что не нравится - я просто отменяю": остранения Д. А. Пригова / Ю. С. Подлубнова // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. — 2016. — № 3. — С. 232-242.
Аннотация: Статья рассматривает функционирование приема остранения, традиционно соотносящегося с практиками модернизма и авангарда, в рамках постмодернизма и художественного опыта конструктивизма. Остранение в постмодернизме теряет свою феноменологическую направленность и становится одним из важных инструментов деконструкции, подчеркивая ее функциональность сдвига и разлома. Остранение и деконструкция оказываются связаны со способностью художественного сознания дистанцироваться не только от объекта речи, но и от самой речи, порождаемых им дискурсов. В творчестве Д.А. Пригова техники остранения применяются очень широко - от графики и звукового оформления до имеющих стратегическое значение текстообразующих структур, что проявляется в смене авторских масок, использовании предельно рационализированных предуведомлений, предпосылаемых художественным текстам, уходе от любой дискурсивной конвенциональности и даже применении приема автоматизации, позволяющей выстроить двойную систему остранений за счет использования антихудожественных конструкций и за счет нарушения уже новых правил игры. Через остранения, постоянное дистанцирование от любой предзаданности в творчестве Д.А. Пригова реализуется релятивистская модель мира как текста, а также практики той свободы, которая является непременным условием всякого творческого процесса.
The article reviews the application of defamiliarization as the artistic technique, which placed traditionally in the context of modernism and the avantgarde in the post-modernism and experience of constructivism. Defamiliarization in postmodernism loses its phenomenological focus and becomes one of the most important tools of deconstruction emphasizing its functionality of a shift and fracture. Defamiliarization and deconstruction are related to the ability of artistic consciousness keep distance not only from itself and to the object of speech but also the speech itself and producing discourses. Russian conceptualist D.A. Prigov uses defamiliarization techniques very widely from graphics and sound design of texts to the text-forming structure. We see changing author's masks, using extremely rational prior notice, prefaced artistic texts, avoiding any discursive conventionality. Defamiliarization and permanent distancing from any stereotypes allow realizing relativistic model of the world as a text and practice of that freedom, which is a precondition of any creative process.
Ключевые слова: ПРИГОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
DEFAMILIARIZATION
DECONSTRUCTION
AUTOMATION
POSTMODERNISM
CONCEPTUALISM
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16015
Источники: Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2016. № 3
Располагается в коллекциях:Уральский филологический вестник

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
ufv-2016-03-21.pdf471,59 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.