Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16015
Title: "Что не нравится - я просто отменяю": остранения Д. А. Пригова
Other Titles: "If it doesn't like me I cancel it": defamiliarization as the artistic technique of D. A. Prigov
Authors: Подлубнова, Ю. С.
Podlubnova, Y. S.
Issue Date: 2016
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Подлубнова Ю. С. "Что не нравится - я просто отменяю": остранения Д. А. Пригова / Ю. С. Подлубнова // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. — 2016. — № 3. — С. 232-242.
Abstract: Статья рассматривает функционирование приема остранения, традиционно соотносящегося с практиками модернизма и авангарда, в рамках постмодернизма и художественного опыта конструктивизма. Остранение в постмодернизме теряет свою феноменологическую направленность и становится одним из важных инструментов деконструкции, подчеркивая ее функциональность сдвига и разлома. Остранение и деконструкция оказываются связаны со способностью художественного сознания дистанцироваться не только от объекта речи, но и от самой речи, порождаемых им дискурсов. В творчестве Д.А. Пригова техники остранения применяются очень широко - от графики и звукового оформления до имеющих стратегическое значение текстообразующих структур, что проявляется в смене авторских масок, использовании предельно рационализированных предуведомлений, предпосылаемых художественным текстам, уходе от любой дискурсивной конвенциональности и даже применении приема автоматизации, позволяющей выстроить двойную систему остранений за счет использования антихудожественных конструкций и за счет нарушения уже новых правил игры. Через остранения, постоянное дистанцирование от любой предзаданности в творчестве Д.А. Пригова реализуется релятивистская модель мира как текста, а также практики той свободы, которая является непременным условием всякого творческого процесса.
The article reviews the application of defamiliarization as the artistic technique, which placed traditionally in the context of modernism and the avantgarde in the post-modernism and experience of constructivism. Defamiliarization in postmodernism loses its phenomenological focus and becomes one of the most important tools of deconstruction emphasizing its functionality of a shift and fracture. Defamiliarization and deconstruction are related to the ability of artistic consciousness keep distance not only from itself and to the object of speech but also the speech itself and producing discourses. Russian conceptualist D.A. Prigov uses defamiliarization techniques very widely from graphics and sound design of texts to the text-forming structure. We see changing author's masks, using extremely rational prior notice, prefaced artistic texts, avoiding any discursive conventionality. Defamiliarization and permanent distancing from any stereotypes allow realizing relativistic model of the world as a text and practice of that freedom, which is a precondition of any creative process.
Keywords: ПРИГОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX В.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
DEFAMILIARIZATION
DECONSTRUCTION
AUTOMATION
POSTMODERNISM
CONCEPTUALISM
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/16015
Origin: Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2016. № 3
Appears in Collections:Уральский филологический вестник

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
ufv-2016-03-21.pdf471,59 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.