Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3428
Полная запись метаданных
Поле DC | Значение | Язык |
---|---|---|
dc.contributor.advisor | Кубасов, А. В. | ru |
dc.contributor.author | Никонорова, М. В. | ru |
dc.date.accessioned | 2016-09-10T15:25:08Z | - |
dc.date.available | 2016-09-10T15:25:08Z | - |
dc.date.issued | 2016 | - |
dc.identifier.uri | http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3428 | - |
dc.description.abstract | Пространственная ориентировка, по мнению В. С. Сверлова, определяет «умение человека разобраться в обстановке окружающего пространства и способность правильно представить свое положение относительно окружающих предметов» [52, с. 3]. Формирование навыков пространственной ориентировки происходит в течение всего дошкольного возраста, особенно значимые изменения наблюдаются в старшем дошкольном возрасте. У детей происходит улучшение умений ориентирования в окружающем пространстве. Помимо понимания и использования направлений, дети знакомятся с пространственными обозначениями. Дети учатся самостоятельному движению в заданном направлении, а также в соответствии со знаками-указателями меняют направление движения. Дети обучаются ориентировке на листе, определению его составных частей. Пространственные представления, которые лежат в основе пространственной ориентировки, постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В формировании пространственной ориентировки ребенка игровая деятельность занимает важное место, так как она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В настоящее время необходимо формировать пространственную ориентировку детей дошкольного возраста с нарушениями зрения не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе игровой деятельности, так как детям недостаточно знаний и навыков, приобретаемых на непосредственной образовательной деятельности. Констатирующий эксперимент проводился на базе МАДОУ – детский сад компенсирующего вида № 569. В эксперименте участвовало десять детей старшей группы № 12. В качестве диагностического инструментария по определению пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения были подобраны и адаптированы четыре методики: освоение «схемы собственного тела», ориентировка на листе бумаги, определение пространственного расположения предметов относительно друг друга с использованием предлогов, «схематизация». Методики были сформулированы исходя из работ Т. А. Мусейибовой. Критерии оценивания взяты из методик М. М. Семаго и Н. Я. Семаго. Данные по результатам констатирующего эксперимента показали, что у 40% детей с нарушениями зрения преобладает высокий уровень пространственной ориентировки. У 60% – средний уровень. Детей с низким уровнем пространственной ориентировки не было выявлено. В целом у детей с нарушениями зрения присутствуют затруднения в определении левой и правой сторон своего тела и соответствующих им пространственных направлений. В ориентировке на листе наибольшая часть детей не знает, где находится центр и середина листа. В определении пространственных отношений между предметами (объектами) большинство детей понимают и используют в своей речи пространственные предлоги. Таким образом, подтверждается необходимость осуществления педагогической работы по формированию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью игровой деятельности. В формирующем эксперименте была разработана программа, состоящая из 30 непосредственных образовательных деятельностей, направленных на формирование пространственной ориентировки с использованием подвижных и дидактически игр. В соответствии с программой, было проведено 15 непосредственных образовательных деятельностей. В каждой образовательной деятельности отрабатывались знания, умения, навыки в освоении «схемы собственного тела», в ориентировке на листе бумаги, схематизации, определении пространственного расположения предметов относительно друг друга с использованием пространственных предлогов. После проведенной работы в контрольном эксперименте было выявлено, что высокий уровень составляет у 80% детей, средний уровень 20% детей, детей с низким уровнем нет. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного экспериментов показал, что у детей в ходе второго эксперимента повысился уровень пространственной ориентировки. Количество детей с высоким уровнем возросло в 2 раза. Количество детей со средним уровнем уменьшилось в 3 раза. Детей с низким уровнем пространственной ориентировки не было выявлено ни в одном из проведенных экспериментов. Следовательно, контрольный эксперимент показал, что в результате проведенной работы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, сформировалось умение ориентироваться в пространстве, на листе, в «схеме своего тела». Это может говорить о том, что организованная работа по формированию пространственной ориентировке в процессе игровой деятельности является эффективной. Тем не менее, показатели говорят о том, что для достижения наибольших результатов в пространственной ориентировке детей дошкольного возраста необходимо продолжать работу в данном направлении. Исходя из полученных выводов, были составлены методические рекомендации педагогам-практикам и родителям по организации комплекса игр и игровых упражнений по формированию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. В заключение можно сказать, что цель была достигнута, задачи – реализованы, гипотеза – подтверждена. | ru |
dc.format.mimetype | application/pdf | en |
dc.language.iso | ru | en |
dc.relation.ispartof | Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе | ru |
dc.rights | info:eu-repo/semantics/openAccess | en |
dc.subject | ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ | ru |
dc.subject | ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | ru |
dc.subject | НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ | ru |
dc.subject | ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ru |
dc.title | Формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе игровой деятельности | ru |
dc.type | Thesis | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/publishedVersion | en |
dc.type | info:eu-repo/semantics/bachelorThesis | en |
local.department | Институт специального образования | ru |
local.subdepartment | Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе | ru |
local.type | Бакалаврская работа | ru |
Располагается в коллекциях: | Выпускные квалификационные работы |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
12Nikonorova.pdf | Текст | 527,99 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
12Nikonorova.jpg | Титульный лист | 183,05 kB | JPEG | Просмотреть/Открыть |
Показать базовое описание ресурса
Статистика
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.