Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3428
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.advisorКубасов, А. В.ru
dc.contributor.authorНиконорова, М. В.ru
dc.date.accessioned2016-09-10T15:25:08Z-
dc.date.available2016-09-10T15:25:08Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.urihttp://elar.uspu.ru/handle/uspu/3428-
dc.description.abstractПространственная ориентировка, по мнению В. С. Сверлова, определяет «умение человека разобраться в обстановке окружающего пространства и способность правильно представить свое положение относительно окружающих предметов» [52, с. 3]. Формирование навыков пространственной ориентировки происходит в течение всего дошкольного возраста, особенно значимые изменения наблюдаются в старшем дошкольном возрасте. У детей происходит улучшение умений ориентирования в окружающем пространстве. Помимо понимания и использования направлений, дети знакомятся с пространственными обозначениями. Дети учатся самостоятельному движению в заданном направлении, а также в соответствии со знаками-указателями меняют направление движения. Дети обучаются ориентировке на листе, определению его составных частей. Пространственные представления, которые лежат в основе пространственной ориентировки, постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. В формировании пространственной ориентировки ребенка игровая деятельность занимает важное место, так как она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В настоящее время необходимо формировать пространственную ориентировку детей дошкольного возраста с нарушениями зрения не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе игровой деятельности, так как детям недостаточно знаний и навыков, приобретаемых на непосредственной образовательной деятельности. Констатирующий эксперимент проводился на базе МАДОУ – детский сад компенсирующего вида № 569. В эксперименте участвовало десять детей старшей группы № 12. В качестве диагностического инструментария по определению пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения были подобраны и адаптированы четыре методики: освоение «схемы собственного тела», ориентировка на листе бумаги, определение пространственного расположения предметов относительно друг друга с использованием предлогов, «схематизация». Методики были сформулированы исходя из работ Т. А. Мусейибовой. Критерии оценивания взяты из методик М. М. Семаго и Н. Я. Семаго. Данные по результатам констатирующего эксперимента показали, что у 40% детей с нарушениями зрения преобладает высокий уровень пространственной ориентировки. У 60% – средний уровень. Детей с низким уровнем пространственной ориентировки не было выявлено. В целом у детей с нарушениями зрения присутствуют затруднения в определении левой и правой сторон своего тела и соответствующих им пространственных направлений. В ориентировке на листе наибольшая часть детей не знает, где находится центр и середина листа. В определении пространственных отношений между предметами (объектами) большинство детей понимают и используют в своей речи пространственные предлоги. Таким образом, подтверждается необходимость осуществления педагогической работы по формированию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью игровой деятельности. В формирующем эксперименте была разработана программа, состоящая из 30 непосредственных образовательных деятельностей, направленных на формирование пространственной ориентировки с использованием подвижных и дидактически игр. В соответствии с программой, было проведено 15 непосредственных образовательных деятельностей. В каждой образовательной деятельности отрабатывались знания, умения, навыки в освоении «схемы собственного тела», в ориентировке на листе бумаги, схематизации, определении пространственного расположения предметов относительно друг друга с использованием пространственных предлогов. После проведенной работы в контрольном эксперименте было выявлено, что высокий уровень составляет у 80% детей, средний уровень 20% детей, детей с низким уровнем нет. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного экспериментов показал, что у детей в ходе второго эксперимента повысился уровень пространственной ориентировки. Количество детей с высоким уровнем возросло в 2 раза. Количество детей со средним уровнем уменьшилось в 3 раза. Детей с низким уровнем пространственной ориентировки не было выявлено ни в одном из проведенных экспериментов. Следовательно, контрольный эксперимент показал, что в результате проведенной работы у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, сформировалось умение ориентироваться в пространстве, на листе, в «схеме своего тела». Это может говорить о том, что организованная работа по формированию пространственной ориентировке в процессе игровой деятельности является эффективной. Тем не менее, показатели говорят о том, что для достижения наибольших результатов в пространственной ориентировке детей дошкольного возраста необходимо продолжать работу в данном направлении. Исходя из полученных выводов, были составлены методические рекомендации педагогам-практикам и родителям по организации комплекса игр и игровых упражнений по формированию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. В заключение можно сказать, что цель была достигнута, задачи – реализованы, гипотеза – подтверждена.ru
dc.format.mimetypeapplication/pdfen
dc.language.isoruen
dc.relation.ispartofКафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школеru
dc.rightsinfo:eu-repo/semantics/openAccessen
dc.subjectФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИru
dc.subjectДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАru
dc.subjectНАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯru
dc.subjectИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬru
dc.titleФормирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе игровой деятельностиru
dc.typeThesisen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/publishedVersionen
dc.typeinfo:eu-repo/semantics/bachelorThesisen
local.departmentИнститут специального образованияru
local.subdepartmentКафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школеru
local.typeБакалаврская работаru
Appears in Collections:Выпускные квалификационные работы

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
12Nikonorova.pdfТекст527,99 kBAdobe PDFView/Open
12Nikonorova.jpgТитульный лист183,05 kBJPEGThumbnail
View/Open
Show simple item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.