Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13471
Title: Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников
Other Titles: The relationship of parental education and the severity of fears
Authors: Гут, Ю. Н.
Шкилев, С. В.
Доронина, Н. Н.
Зиборова, Е. И.
Gut, Yu. N.
Shkilev, S. V.
Doronina, N. N.
Ziborova, E. I.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников // Педагогическое образование в России. — 2020. — № 2. — С. 106-113.
Abstract: Исследования психологических особенностей страхов на разных возрастных этапах детского возраста актуальны, поскольку именно страхи обосновывают целый ряд психологических проблем дошкольников, включая нарушения развития. Изучение особенностей эмоциональной сферы и ее коррекция недостижимы без ясного понимания роли семьи в формировании негативного состояния ребенка. В статье анализируются результаты исследования особенностей проявления доминирующих страхов у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с разными типами родительского воспитания. В исследовании проверялась гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста выраженность страхов определяется типом семейного воспитания. Выборка испытуемых включает 46 детей в возрасте от 6 до 6,5 лет. Из них 35 мальчиков и 31 девочка. Взрослую выборку составили 84 родителя в возрасте от 25 до 35 лет. В качестве исследовательского инструментария использовались методики: «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой для выявления и уточнения преобладающих видов страхов; «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова в модификации И. И. Махониной, направленная на анализ преобладающих стилей воспитания в семье. В результате проведенного исследования были обнаружены статистически значимые различия в показателях выраженности видов страхов у дошкольников разного пола, а также в типах родительского воспитания. Результаты исследования могут быть полезны в практике семейного консультирования, для разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление страхов у детей и коррекцию стиля родительского воспитания.
Research on the psychological characteristics of fears at different age stages of childhood is relevant, because it is fears that justify a number of psychological problems of preschoolers, including developmental disorders. The study of the features of the emotional sphere and its correction are unattainable without a clear understanding of the role of the family in the formation of the negative state of the child. The article analyzes the results of the study of the features of the dominant fears and their level indicators in children of older preschool age who are brought up in families with different types of parental education. The study tested the hypothesis that the degree of severity of fears in older preschoolers is determined by the type of family education, namely: unfavorable characteristics of education increase the severity of fears of older preschoolers, and favorable ones reduce. The sample of subjects includes 66 children aged 6 to 6.5 years. Of these, 35 are boys and 31 are girls. The adult sample consisted of 84 parents aged 25 to 35 years. The following methods were used as research tools: “Fears in houses” by A. I. Zakharov and M. A. Panfilova to identify and clarify the prevailing types of fears; “Strategies for family education” by S. S. Stepanov, modified by I. I. Mahonina, aimed at analyzing the prevailing styles of education in the family. As a result, of the study, statistically significant differences were found in the indicators of the severity of types of fears in preschool children of different sexes, as well as in the types of parental education. The results of the study can be useful in the practice of family counseling, for the development of correctional and developmental programs aimed at overcoming fears in children and correcting the style of parenting.
Keywords: СТРАХ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК
РОДИТЕЛЬ
РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ТРЕВОЖНОСТЬ
СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
FEAR
PRESCHOOLER
PARENT
PARENTAL EDUCATION
ANXIETY
PARENTING STYLE
EMOTIONAL WELL-BEING
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/13471
DOI: 10.26170/po20-02-12
Origin: Педагогическое образование в России. 2020. № 2
Appears in Collections:Педагогическое образование в России

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
povr-2020-02-12.pdf837,81 kBAdobe PDFView/Open



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.