Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15199
Title: Языковой автоматизм в ассоциативно-вербальной сети как "след" креативных мнемотехник
Other Titles: Language automaticity in the associative-verbal network as "next" creative mnemonics
Authors: Коновалова, Н. И.
Konovalova, N.
Issue Date: 2016
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Коновалова Н. И. Языковой автоматизм в ассоциативно-вербальной сети как "след" креативных мнемотехник / Н. И. Коновалова // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. — 2016. — № 2. — С. 118-127.
Abstract: Автор статьи обращается к проблеме языкового автоматизма, в частности, к таким аспектам этого феномена, как соотношение универсальных речемыслительных действий и индивидуальных стратегий запоминания языкового материала и дальнейшего его употребления в разных коммуникативных ситуациях. Предметом исследования модели сознания является представленная в "Русском ассоциативном словаре" ассоциативно-вербальная сеть, которая демонстрирует специфический характер вербальной памяти и правила оперирования знаниями (в том числе метаязыковыми). Гипотеза данного исследования заключается в том, что в ассоциативно-вербальной сети "среднего" носителя языка должны обнаруживаться факты языкового автоматизма, в котором отражаются "следы" используемых в процессе обучения креативных мнемотехник. Связи между вербальным стимулом и реакциями в составе ассоциативного поля имеют разную силу, и их ядерно-периферийный характер демонстрирует соответственно разную актуальность метаязыкового знания, которое в значительной мере определяется удачностью использованных на стадии его формирования игровых мнестических приемов. Анализ показаний языкового сознания относительно отдельных фрагментов языковой системы может стать основой разработки новых методик обучения русскому языку с учетом психолингвистических факторов усвоения, обработки и воспроизведения информации.
The author addresses the problem of language automatism, in particular, such aspects of this phenomenon as universal rechemyslitelnyh ratio individual strategies and actions storing linguistic material and its further use in different communication situations. The subject of the research model of consciousness is presented in the "Russian associative dictionary" verbal associative network that shows the character modeling verbal memory and knowledge of operating rules (including metalinguistic). The hypothesis of this study lies in the fact that the verbal associative network "average" native speaker linguistic facts of automatism should be detected, which reflects the "tracks" are used in the learning process of creative mnemonics. Relations between verbal stimuli and responses as part of the associative field have different power and nuclear peripheral character demonstrates the relevance of respectively different metalinguistic knowledge, which is largely determined successfully used at the stage of its formation gaming mnemonic techniques. Analysis of the evidence regarding the linguistic consciousness of individual fragments of the language system can be the basis of the development of new Russian language teaching methods based on the assimilation of psycholinguistic factors, processing and reproduction of information.
Keywords: ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК
МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
НОСИТЕЛИ ЯЗЫКА
ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
ЯЗЫКОВАЯ СПОСОБНОСТЬ
ЯЗЫКОВОЙ АВТОМАТИЗМ
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ
КРЕАТИВНЫЕ МНЕМОТЕХНИКИ
ИГРОВЫЕ МНЕМОТЕХНИКИ
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ASSOCIATIVE-VERBAL NETWORK
LANGUAGE ABILITY
VERBAL MEMORY
LANGUAGE PERSONALITY
LANGUAGE CONSCIOUSNESS
ШКОЛЬНИКИ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15199
Origin: Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2
Appears in Collections:Уральский филологический вестник

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
ufv-2016-02-14.pdf303,38 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.