Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15683
Title: Лексикографическая фиксация культурной информации как эффективный прием формирования культуроведческой компетенции младших школьников
Other Titles: Fixing cultural information as an effective method for forming cultural competence of younger schoolchildren
Authors: Чиликова, И. А.
Chilikova, I. A.
Issue Date: 2020
Publisher: Уральский государственный педагогический университет
Citation: Чиликова И. А. Лексикографическая фиксация культурной информации как эффективный прием формирования культуроведческой компетенции младших школьников / И. А Чиликова // Филологическое образование в период детства : ежегодник. — 2020. — № 27. — С. 77-85.
Abstract: В статье анализируется роль лингвистических словарей в процессе формирования культуроведческой, лингвистической, лексикографической компетенций младших школьников, что является задачами начального языкового образования, связанными с развитием языковой, речевой и общей культуры современного школьника. В процессе исследовательской деятельности с привлечением лингвистических словарей могут быть сформированы умения работать с информацией, организовывать ее поиск и систематизацию. На уроках русского языка обучающиеся начальной школы не только знакомятся с различными словарями, учатся работать с ними, но и могут попробовать свои силы в процессе составления учебных лингвистических словарей. Лексикографическое описание историзмов, архаизмов, фразеологических единиц, имен собственных, концептов русской культуры является способом фиксации информации, полученной в ходе лингвокультурологического анализа. Участие в лингвистических проектах культуроведческой направленности по самостоятельному составлению словарей пробуждает познавательную активность обучающихся, способствует развитию навыков работы со справочной литературой, расширяет знания младших школьников о языке как источнике культуроведческой информации, содействует применению полученных знаний по истории и культуре народа, отраженных в языке, в деятельности.
The article analyzes the role of linguistic dictionaries in the process of the formation of cultural, linguistic, lexicographic competencies of younger students, which are the tasks of primary language education related to the development of the language, speech and general culture of a modern student. In the process of research activities involving linguistic dictionaries, the skills to work with information, organize its search and systematizationcan be formed. In Russian language lessons, elementary school students not only get acquainted with various dictionaries, learn to work with them, but can also try their hand at compiling educational linguistic dictionaries. The lexicographic description of historicisms, archaisms, phraseological units, proper names, concepts of Russian culture is a way of fixing information received during linguocultural analysis. Participation in linguistic projects of a cultural orientation on self-compilation of dictionaries awakens the cognitive activity of students, promotes the development of skills in working with reference books, expands the knowledge of younger schoolchildren about the language as a source of cultural information, promotes the application of acquired knowledge on the history and culture of the people, reflected in the language, in activities.
Keywords: ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛЕКСИКОГРАФИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
PRIMARY LANGUAGE EDUCATION
COMPETENCY-BASED APPROACH
CULTURAL COMPETENCE
LINGUISTIC DICTIONARIES
LINGUISTIC AND CULTURAL ANALYSIS
LEXICOGRAPHIC RECORDING OF INFORMATION
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15683
Origin: Филологическое образование в период детства. 2020. № 27
Appears in Collections:Филологическое образование в период детства

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
fopd-2020-27-09.pdf551,78 kBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.