Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3434
Название: Формирование словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале признаковой лексики)
Авторы: Власова, А. С.
Научный руководитель: Мухин, Н. Ю.
Дата публикации: 2016
Аннотация: Дети с задержкой психического развития представляют собой особую категорию. Помимо недоразвития различных сторон речевой деятельности и несовершенства языковых средств, у них, прежде всего, страдает коммуникативная функция речи. Ограниченность речевого общения приводит к развитию отрицательных качеств характера (замкнутости, негативизма, неуверенности в себе), что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста происходит в соответствии с особенностями их психофизического развития, а у детей с ЗПР этот процесс протекает иначе. Он осложнен рядом проблем. Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность. В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам. Таким образом, словарный запас у детей старшего школьного возраста с ЗПР характеризуется: малым объемом активного и пассивного словаря; бедностью ассоциативных связей; затруднением в подборе сходных или противоположных по значению слов; затруднением в составлении простых предложений с заданным словом; наличием речевых штампов, лишенных реального содержания. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Дети с ЗПР крайне ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов. Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Так, для описания цвета предметов используются названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» – «маленький».Чтобы помочь детям сформировать признаковый словарь, на основе констатирующего эксперимента была создана коррекционно-развивающая программа для формирующего эксперимента. С помощью разработанной программы проводились коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в течение 5-ти недель, в ходе которых выяснилось следующее:1. Дети с ЗПР чаще всего употребляют глаголы и существительные, нежели прилагательные. Прилагательные, в большей степени, используются: колоративные, обозначающие длину и форму, оценочные.2. С помощью дидактических игр и упражнений можно решить коррекционные задачи при систематическом подходе. Данная программа оказалась эффективной. На основе этого, можно заключить, что цель данной работы была достигнута, задачи решены.
Ключевые слова: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРИЗНАКОВАЯ ЛЕКСИКА
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3434
Источники: Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе
Институт: Институт специального образования
Кафедра: Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе
Располагается в коллекциях:Выпускные квалификационные работы

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
12Vlasova.PDFТекст566,84 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
12Vlasova.jpgТитульный лист163,26 kBJPEGПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.