Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3434
Название: | Формирование словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития (на материале признаковой лексики) |
Авторы: | Власова, А. С. |
Научный руководитель: | Мухин, Н. Ю. |
Дата публикации: | 2016 |
Аннотация: | Дети с задержкой психического развития представляют собой особую категорию. Помимо недоразвития различных сторон речевой деятельности и несовершенства языковых средств, у них, прежде всего, страдает коммуникативная функция речи. Ограниченность речевого общения приводит к развитию отрицательных качеств характера (замкнутости, негативизма, неуверенности в себе), что впоследствии может сказаться на школьном обучении, успеваемости в целом, менее успешной социализации. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста происходит в соответствии с особенностями их психофизического развития, а у детей с ЗПР этот процесс протекает иначе. Он осложнен рядом проблем. Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность. В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам. Таким образом, словарный запас у детей старшего школьного возраста с ЗПР характеризуется: малым объемом активного и пассивного словаря; бедностью ассоциативных связей; затруднением в подборе сходных или противоположных по значению слов; затруднением в составлении простых предложений с заданным словом; наличием речевых штампов, лишенных реального содержания. В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Дети с ЗПР крайне ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов. Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Так, для описания цвета предметов используются названия основных цветов, а для обозначения величины предметов (длины, ширины, высоты и т.д.) используют слова «большой» – «маленький».Чтобы помочь детям сформировать признаковый словарь, на основе констатирующего эксперимента была создана коррекционно-развивающая программа для формирующего эксперимента. С помощью разработанной программы проводились коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР в течение 5-ти недель, в ходе которых выяснилось следующее:1. Дети с ЗПР чаще всего употребляют глаголы и существительные, нежели прилагательные. Прилагательные, в большей степени, используются: колоративные, обозначающие длину и форму, оценочные.2. С помощью дидактических игр и упражнений можно решить коррекционные задачи при систематическом подходе. Данная программа оказалась эффективной. На основе этого, можно заключить, что цель данной работы была достигнута, задачи решены. |
Ключевые слова: | ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИЗНАКОВАЯ ЛЕКСИКА |
URI: | http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3434 |
Условия доступа: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Источники: | Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе |
Институт: | Институт специального образования |
Кафедра: | Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе |
Располагается в коллекциях: | Выпускные квалификационные работы |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
12Vlasova.PDF | Текст | 566,84 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
12Vlasova.jpg | Титульный лист | 163,26 kB | JPEG | Просмотреть/Открыть |
Показать полное описание ресурса
Статистика
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.