Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3436
Название: Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития на основе элементов ТРИЗ
Авторы: Юткина, Е. А.
Научный руководитель: Коробковав, О. Ф.
Дата публикации: 2016
Аннотация: Познавательная активность дошкольников с задержкой психического развития является важной составляющей в целостном развитии ребенка. Она представляет собой качества, способности и желания личности, которые позволяют познавать окружающий мир, мобилизовать нравственно-волевые усилия для достижения цели и получать эстетическое наслаждение от результата. В научной литературе познавательная активность рассматривается с точки зрения эффективности познавательной деятельности ребенка, является качеством личности, а также базируется на высших психических функциях, имеет компоненты и уровни. В трудах Т. А. Власовой, У. В. Ульенковой, Т. В. Егоровой и др. отмечено, что дети с задержкой психического развития, как правило, обладают низким или средним уровнем познавательной активности, ввиду слабой развитости ее основных компонентов: когнитивного (память, мышление, восприятие), эмоционального (эмоциональная сфера), деятельностного (психосоциальная зрелость) и мотивационного. Память имеет малый объем и скорость, кроме того, прослеживается низкий уровень усвоения нового материала, его сохранения и воспроизведения. Отчасти это обусловлено суженностью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением активности, низкой мотивацией. Вместе с этим, отмечается малая мыслительная подвижность, стереотипность, шаблонность, неразвитость творческого и логического мышления. В основу констатирующего эксперимента были положены методические материалы под авторством Штепиной И. С.. Качественный и количественный показатель познавательной активности по результатам диагностики оказался в пределах среднего (от 25 до 37 баллов) у 90% испытуемых (9 человек), 1 (10%) ребенок показал высокий уровень (43 балла). Нами выдвинуто предположение, что технология ТРИЗ способствует более эффективному развитию познавательной активности детей, чем традиционные приемы и методы работы. ТРИЗ-педагогика (теория решения изобретательских задач) – направление в педагогике, управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию. Целью является воспитание творческой личности, развитие воображения, мышления и речи. На основе результатов констатирующего эксперимента составлена коррекционно-развивающая программа по повышению уровня познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием элементов ТРИЗ. Задания комплектовались с опорой на ФГОС ДО, программу для детей с ЗПР С. Г. Шевченко и технологию ТРИЗ С. И. Гин. По окончании формирующего эксперимента, который состоял из 12 занятий, была проведена контрольная диагностика. Она выявила, что уровень познавательной активности со среднего повысился до высокого у 40% испытуемых (4 ребенка из 10). Остальные 60% (6 детей) продемонстрировали положительную динамику в пределах одного уровня. Преимущественно изменения произошли в эмоциональной сфере (50% детей обладают высоким уровнем), мышлении (50%) и мотивации (40%).Следовательно, коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на основе элементов ТРИЗ эффективна. Подводя итог, хочется отметить, что целью являлась разработка и экспериментальное апробирование содержания работы по развитию познавательной активности старших дошкольников с ЗПР на основе элементов ТРИЗ. Цель достигнута с помощью выполнения поставленных задач. Тема актуальна, так как полученные в ходе исследования данные могут применяться в практической работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Гипотеза, выдвинутая нами, доказана, так как технология ТРИЗ действительно способствует более эффективному развитию познавательной активности детей, чем традиционные приемы и методы работы.
Ключевые слова: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3436
Условия доступа: info:eu-repo/semantics/openAccess
Источники: Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе
Институт: Институт специального образования
Кафедра: Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе
Располагается в коллекциях:Выпускные квалификационные работы

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
12Yutkina.PDFТекст499,02 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
12Yutkina.jpgТитульный лист182,05 kBJPEGЭскиз
Просмотреть/Открыть
Показать полное описание ресурса Статистика




Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.