Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/5578
Название: Формирование читательской компетенции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения
Авторы: Турукина, Н. А.
Научный руководитель: Филатова, И. А.
Дата публикации: 2017
Аннотация: В данной выпускной квалификационной работе исследована роль организации игровых упражнений как средства формирования читательской компетенции у учащихся младшего школьного возраста в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В современной образовательной парадигме особое внимание уделяется формированию личностных компетенций ребенка, важнейшее место среди которых отводится коммуникативным компетенциям. Приоритет коммуникативных компетенций проходит через все образовательное пространство, сначала через устно - речевое, а затем через письменно - речевое развитие личности ребенка. Речь, как интегративная функция, отражает когнитивные возможности ребенка, обеспечивающие поиск и передачу информации и определяющие возможности социального взаимодействия между людьми. Актуальность данной проблемы отражается в утрате интереса к чтению, которая вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года. Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания. Как известно, что дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Для данной категории детей овладение навыком чтения и овладение читательской компетенции вызывает большие затруднения. Чтение в начальной школе выступает универсальным учебным действием, а в основной и старшей школе становится инструментом самообучения, важнейшим источником личностного развития, средством познания мира и себя в этом мире. Деятельностный подход к обучению (И.А. Зимняя, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. Дьюи и др.) дает возможность получить представление о сформированности чтения как совокупности действий, лежащих в основе компетенций индивида. Структура нарушения навыка чтения учащихся школы детей с тяжёлыми нарушениями речи изучена недостаточно, научно-методические основы содержания логопедической работы по коррекции читательской компетенции не разработаны. Для теории и практики логопедии является актуальной проблема изучения структуры деятельности чтения учащихся с дислексией основной школы, выявление роли лингвистического, когнитивного и коммуникативного компонентов в формирования их читательских компетенций, определение содержания логопедической работы. Для решения задачи формирования читательской деятельности, закрепленной в ФГОС как одной из важнейших, ведущими научными и методическими коллективами разрабатываются системы обучения чтению, создаются учебно-методические комплекты (Г.Г. Граник, СМ. Бондаренко и Л.А. Концевая; Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская; В.А. Левин; Р.Н. Бунеев и О.В. Чиндинова и др.). В связи с этим особое значение приобретают вопросы обучения чтению детей с речевыми нарушениями, требующие пересмотра содержания логопедической помощи на всех этапах школьного обучения.
Ключевые слова: ДИСЛЕКСИЯ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/5578
Институт: Институт специального образования
Кафедра: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Располагается в коллекциях:Выпускные квалификационные работы

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
12tyrykina.pdfТекст1,74 MBAdobe PDFПросмотреть/Открыть
12tyrykina.jpgТитульный лист489,47 kBJPEGПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.