Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10215
Title: Подготовка детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамотой
Authors: Куликова, С. В.
metadata.dc.contributor.advisor: Каракулова, Е. В.
Issue Date: 2018
Abstract: Обучение грамоте – сложный процесс, состоящий из множества компонентов. Базой для успешного овладения письмом и чтением является достаточная сформированность всех компонентов речи. В исследовательской работе достигалась цель теоретического обоснования, планирования и реализации коррекционной работы по развитию компонентов готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой, а также оценки ее эффективности. Обзорный анализ научной литературы показал, что данной проблемой занимались известные психологи и педагоги Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Н. Садовникова, Г. А. Каше, Н. С. Жукова, А. Н. Корнев, Т. Б. Филичева и другие. Из теоретических источников выделены определяющие понятия (обще недоразвитие речи, подготовка к обучению грамоте). Выделено, что подготовка к овладению грамотой – это комплексный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных компонентов (сформированность временных и пространственных представлений при восприятии и воспроизведении речи, чувство ритма, координация движений пальцев руки, развитая связная речь, развитая фонематическая система). Дети с общим недоразвитием речи характеризуются отставанием в развитии всех речевых компонентов, а также нарушением координированной работы всех анализаторных систем. Доказано, что именно поэтому дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в полной мере критериями готовности к обучению грамоте. Рассмотрены некоторые разработанные методической пособия по организации подготовки к овладению грамотой детей с общим недоразвитием речи. При организации констатирующего эксперимента рассмотрены и выбраны диагностические методики, с помощью которых проводилась оценка состояния речевого развития и состояния компонентов готовности к овладению грамотой. Результаты диагностики подтвердили то, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются предпосылки для возникновения трудностей овладения грамотой. В ходе организации практической работы решалась задача систематизации принципов и организации работы по развитию компонентов подготовки к обучению грамоте детей данной категории. В соответствии с обозначенными в первой главе направлениями работы, было составлено содержание игровых упражнений для включения их в занятия по подготовке к овладению грамотой. Используемые игровые упражнения направлены на коррекцию выявленных нарушений в развитии фонематического слуха, чувства ритма, координации движений и ориентировку в пространстве. Анализ данных повторной диагностики в рамках констатирующего эксперимента показал, что количество детей с общим недоразвитием речи, имеющих предпосылки к возникновению нарушений письменной речи, в результате проведенной работы, уменьшилось на 60%, кроме того, изменения носят также и качественный характер. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования подтвердилась: специально организованная работа с детьми с общим недоразвитием речи способствует развитию нарушенных предпосылок к успешному овладению грамотой. Результаты и материалы исследования могут быть полезны педагогам детских садов при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте.
Keywords: ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОДГОТОВКА К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
ЧУВСТВО РИТМА
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10215
metadata.dc.rights: info:eu-repo/semantics/openAccess
Origin: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Institute: Институт специального образования
Department: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Appears in Collections:Выпускные квалификационные работы

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kulikova.jpeg546,11 kBJPEGThumbnail
View/Open
Kulikova.pdf1,11 MBAdobe PDFView/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.