Please use this identifier to cite or link to this item:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12106
Title: | Логопедическая работа по формированию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией |
Authors: | Вострикова, Л. К. |
metadata.dc.contributor.advisor: | Каракулова, Е. В. |
Issue Date: | 2019 |
Abstract: | В настоящее время самая важная проблема является нарушение речи, в особенности проблема дизартрии. В структуре которой имеется дефект не только звукопроизношения, но и все просодические стороны речи, где коррекция является важным социальным и медико-педагогическим значением. В нашей теме мы рассмотрим детей старшего дошкольного возраста, так как формирование просодических компонентов в таком возрасте протекает в более сложных условиях. У таких детей наблюдаются определенные связи и взаимодействия речевой, двигательной и психической недостаточности. В исследованиях Л.О.Бадалян, В.И.Бельтюков, И.И.Жинкин мы нашли подтверждение о том, что смазанная, непонятная речь у дошкольников с дизартрией не дает четкого слухового восприятия и контроля. Из-за этого тормозит развитие всех остальных компонентов речи. Самой важной задачей в коррекционно-педагогической работы с детьми, которые имеют дизартрию, является формирование у них правильной речи. В нашем исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, у которых по заключению специалистов наблюдалась дизартрия. В ходе работы выявилось, что общая моторика у детей с дизартрией отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью, что и отличает их от сверстников. При анализе мелкой моторики у детей наблюдалась напряженность, скованность движений. Они нарушали темп выполнения и переключаемость движений. А вот при исследовании артикуляции с заданиями справилось лишь 30% детей. Движения выполнялись не в полном объеме, активности и правильности выполнения тоже не наблюдалось. Анализ диагностики детей старшего дошкольного возраста с легкой дизартрией позволил выявить нарушения всех сторон речи и, следовательно, уточнить то, что нарушение имеет системный характер, а также определить необходимость проведения целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Также обследование проводилось по методике Е.Э.Артемовой и Е.Ф.Архиповой. Анализ результатов показал, что дети имеют трудности при восприятии интонации: им требовалось больше времени на выполнение задания, восприятие происходило в замедленном темпе. При воспроизведении интонации наибольшие затруднения вызывали вопросительная и восклицательная. Детям сложно изменяли интонационные структуры слова в собственной устной речи. Трудности вызывало также самостоятельное воспроизведение интонации, отражающей эмоциональное состояние: ошибки в дифференциации радости и удивления. При восприятии тембра голоса дети с не испытывали особых затруднений. Процесс восприятия шел медленнее. Наибольшие трудности возникали при воспроизведении тембра голоса. У детей наблюдались незначительные изменения окраски голоса. Зачастую сами изменения являлись не совсем правильными и не соответствовали тембру голоса, который требовался при выполнении задания |
Keywords: | ПРОСОДИКА ДИЗАРТРИЯ СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ |
URI: | http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12106 |
Origin: | Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза |
Institute: | Институт специального образования |
Department: | Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза |
Appears in Collections: | Выпускные квалификационные работы |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
2019Vostrikova.jpg | 162,78 kB | JPEG | View/Open | |
2019Vostrikova.pdf | 636,34 kB | Adobe PDF | View/Open |
Show full item record
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.