Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3427
Название: | Формирование психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с ЗПР |
Авторы: | Морозова, Е. С. |
Научный руководитель: | Коробкова, О. Ф. |
Дата публикации: | 2016 |
Аннотация: | Психологическая готовность к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития является важным компонентом общей готовности к обучению в школе. Несформированность данного вида готовности неизбежно приведет к стойкой неуспеваемости и проблемам в освоении грамотой. Напомним, что цель нашего исследования заключается в разработке и апробировании содержания работы по формированию психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития. Для ее достижения были использованы метод анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также метод констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Данные методы позволили определить содержание понятия «психологическая готовность к грамоте», провести диагностику старших дошкольников с задержкой психического развития, составить коррекционно-развивающую программу и апробировать ее, а также оценить эффективность. В первой главе был проведен анализ научно-методической литературы, освещающей проблемы психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития. Мы выяснили, что в понятие «психологическая готовность к обучению грамоте» включены следующие компоненты: мотивационная готовность, достаточное развитие произвольности действий, эмоционально-волевая готовность, достаточный уровень интеллектуального развития и развития высших психических функций. Так же, для успешного обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения, сформированность учебных и речевых навыков. Однако у детей, имеющих задержку психического развития, отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития, не сформирована мотивационная готовность, не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Именно поэтому так важна комплексная и систематическая коррекционная работа с такими детьми. Для проверки теоретической части исследования мы провели констатирующий эксперимент, который позволил выявить уровень сформированности психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития. Выбранные методики позволили проверить степень развития всех компонентов, которые включены в понятие «психологическая готовность к обучению грамоте». На основе анализа результатов диагностического исследования, удалось сделать следующие выводы: для большинства старших дошкольников с задержкой психического развития (80%) характерен низкий уровень психологической готовности к обучению грамоте. У 20% испытуемых был выявлен средний уровень психологической готовности. После анализа полученных данных оказалось, что для детей с задержкой психического развития характерны низкие показатели уровня развития познавательных процессов, восприятия, мышления, умственных операций анализа и обобщения, объема внимания и зрительной памяти, мотивационной готовности к обучению, произвольности действий и интеллектуального развития в целом. Результаты констатирующего этапа исследования обосновали необходимость поиска и создания эффективных методов и приемов повышения уровня психологической готовности. Исходя из этого, была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития. На этапе контрольного эксперимента были получены следующие данные: средний уровень психологической готовности к обучению грамоте был выявлен у шести из десяти (60%) воспитанников, а низкий уровень был выявлен у четверых дошкольников из десяти (40%).Данные результаты говорят о том, что коррекционная программа по формированию психологической готовности к обучению грамоте у старших дошкольников с задержкой психического развития эффективна, так как у воспитанников наблюдается положительная динамика. Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования. Таким образом, выполненное исследование углубляет знания о психологических аспектах содержания понятия «готовность к обучению грамоте», раскрывает сведения о проявлениях психологической неготовности к обучению грамоте у детей с задержкой психического развития, а также показывает эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы и использованных при ее создании методов. Эта информация может быть полезной для построения эффективного плана учебной, воспитательной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, а также для успешного формирования психологической готовности к обучению грамоте у дошкольников данной категории. |
Ключевые слова: | ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ЗПР |
URI: | http://elar.uspu.ru/handle/uspu/3427 |
Условия доступа: | info:eu-repo/semantics/openAccess |
Источники: | Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе |
Институт: | Институт специального образования |
Кафедра: | Кафедра методик преподавания школьных дисциплин в специальной коррекционной школе |
Располагается в коллекциях: | Выпускные квалификационные работы |
Файлы этого ресурса:
Файл | Описание | Размер | Формат | |
---|---|---|---|---|
12Morozova.PDF | Текст | 464,28 kB | Adobe PDF | Просмотреть/Открыть |
12Morozova.jpg | Титульный лист | 196,98 kB | JPEG | Просмотреть/Открыть |
Показать полное описание ресурса
Статистика
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
Размещение материалов в ЭБ УрГПУ осуществляется в соответствии с законодательством о защите интеллектуальной собственности, Гражданским кодексом РФ часть IV. В случае наличия у автора договорных обязательств перед третьими лицами, ответственность за объем авторских прав, предоставляемых третьим лицам, несет автор.