Please use this identifier to cite or link to this item: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/6580
Title: Предупреждение нарушений письма у младших школьников с дизартрией
Authors: Саморукова, Т. А.
metadata.dc.contributor.advisor: Тенкачева, Т. Р.
Issue Date: 2016
Abstract: Эксперимент проводился в ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №6» с детьми второго класса. По рекомендациям учителя - логопеда из класса были отобраны 10 детей с ОНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрией. Дети в возрасте 9-10 лет обучаются в школе с подготовительного класса. Дети спокойные, активно выполняют задания логопеда. Направления исследования:1.Анализ медико-педагогической документации2. Обследование общей моторики3. Обследование е мелкой моторики4. Обследование артикуляционной моторики5. Обследование звукопроизношения6. Обследование фонематических процессов7. Обследование письма Исследование детей проводилось по учебно-методическому пособию Н. М. Трубниковой и диагностического альбома Иншаковой. Оценка производилась количественная, 3хбальная, качественная оценка по характеру выявленных нарушений. По окончании констатирующего эксперимента удалось выявить у обследуемых детей уровень звукопроизношения, общей, мелкой и артикуляционной моторики, фонематических процессов и состояния письма на данный момент. Для этого использовались серии различных проб и заданий на выявление уровня организации статической и динамической организации движений, ритмического чувства, степени владения мелкими движениями рук, движений органов артикуляции (двигательной функции губ, челюсти, языка, мягкого неба, продолжительности и силы выдоха), различение и определение различных фонем в слогах, словах, а так же заданий на письмо по слуху, списывания с печатного текста рукописными буквами, списывание печатными буквами с рукописного текста, самостоятельного письма. В свою очередь, обследование показало, что у детей младше школьного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией при исследовании общей моторики грубо нарушено темпоритмическое чувство и статическая организация движений. При обследовании мелкой моторики ярки нарушения были обнаружены при пробах на статическую организацию движений. При обследовании артикуляционного аппарата были выявлены нарушения при пробах на движения языка. Пробы на нарушения звукопроизношения показали, что в основном у детей страдают шипящие, свистящие и сонорные звуки. Дефект как правило мономорфный и фонологический. При исследовании фонематического слуха ярко показаны нарушения в неразличении свистящих и шипящих звуках, звонких и глухих. Дети допускали яркие ошибки при пробах на определения последовательности звуков в слове при пробах на исследование фонематического восприятия. При исследовании письма по слуху дети допустили наибольшее число ошибок, при написании слов с звонкими и глухими звуками. В процессе обучающего эксперимента решалась основная задача – определить эффективность выбранных методов и приемов коррекции нарушений письма у детей младшего возраста. После обучающего эксперимента нами было проведен контрольный эксперимент, направленный на выявление эффективности предложенной нами системы работы по предупреждению нарушений письма у детей с дизартрией. Испытуемых детей разделили на 2 группы: экспериментальную и контрольную. Контрольная группа занималась по традиционным методикам. С детьми экспериментальной группы проводились специально организованные занятия с учетом предложенных методических рекомендаций, способствующих предупреждению нарушений письма у детей с псевдобульбарной дизартрией. В процессе обучающего эксперимента решалась основная задача – определить эффективность предложенной системы коррекции по предупреждению письма у детей с псевдобульбарной дизартрией. Для определения оценки эффективности коррекционной работы, был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проведение сравнительного анализа уровня успешности выполнения диагностических проб для проверки эффективности работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников. В свою очередь, повторное обследование показало, что у детей младше школьного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией при исследовании общей моторики грубо нарушено темпоритмическое чувство и статическая организация движений. При обследовании у детей наблюдается дефект, как правило, мономорфный и фонологический. При обследовании фонематического слуха ярко показаны нарушения в неразличении свистящих и шипящих звуках, звонких и глухих. Дети допускали ошибки при пробах на определения последовательности звуков в слове, выполняя задания на обследование фонематического восприятия. При обследовании письма по слуху, дети допустили наибольшее число ошибок- замен, со звонкими и глухими звуками. При обследовании списывания у детей также наблюдались ошибки, которые проявлялись в заменах твердых- мягких звуках и свистящих-щипящих. Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику у экспериментальной группы, которая в среднем составила 0,3 балла по каждой пробе. Показатели выросли при обследовании фонематического слуха и восприятия, при обследовании письма по слуху, списывания с рукописного текста печатными буквами, списывания с печатного текста рукописными буквами и самостоятельного письма. По завершению коррекции нарушений письма у детей младшего школьного возраста проводилось повторное обследование детей по методикам констатирующего эксперимента. Таким образом, выбранная нами коррекционная работа оказалась эффективной.
Keywords: ПИСЬМО
ДИЗАРТРИЯ
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА
ОБУЧАЮЩИЕСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
URI: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/6580
metadata.dc.rights: info:eu-repo/semantics/openAccess
Origin: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Institute: Институт специального образования
Department: Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза
Appears in Collections:Выпускные квалификационные работы

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
12Samorukova.pdfТекст1,58 MBAdobe PDFView/Open
12Samorukova.jpgТитульный лист495,02 kBJPEGThumbnail
View/Open
Show full item record




Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.